Библиотека неопубликованного

Библиотека неопубликованных произведений — Дебют

Главная страница   Список публикаций

Не опубликованное в СМИ:

1 марта 2004 г.

Заказное банкротство

Спасет ли нас "кадровая инвестиция"?

<<<< К началу темы

            Представляя своего первого заместителя сначала местной прессе, затем Законодательному собранию, новый губернатор Кировской области Н.И Шаклеин подчеркнул:
            — Владимир Альбертович Лебедев — это лучшая кадровая инвестиция1 в нашу экономику.

            Однако слушатели оказались малость неблагодарными: на лицах некоторых моих коллег, кто был знаком с деятельностью В.А. Лебедева в качестве гендиректора ОАО "Кировэнерго", появилась скептическая ухмылка, а у депутатов ОЗС эта ухмылка оказалась еще шире — Лебедев с трудом преодолел барьер недоверия и с 30 голосами "за" при требуемом минимуме 28 был утвержден на ключевую должность в правительстве области.
            Чем заслужил такого отношения "прекрасный менеджер" (оценка Н.А. Шаклеина)? Ведь до тайного голосования депутаты, даже те, кто прямо и косвенно "копал яму" под Владимира Альбертовича (например, депутат Г. Штин), пели ему с трибуны ОЗС дифирамбы?
            Ларчик просто открывается. Депутаты ОЗС — в основном директорский корпус. Даже тот же Штин — бывший председатель Совета хозяйственных руководителей. То есть все — крупные энергопотребители, из которых господин Лебедев тянул жилы, не стесняясь в выборе средств. Памятуя о предупреждении губернатора (до голосования) о том, что состав кабинета подбирался "под единую нерушимую конструкцию", директорский корпус решил, что эта "конструкция" будет так же рьяно защищать те же корпоративные интересы (иначе Лебедева вряд ли будут поддерживать коллеги по энергосистеме), и что лучше усыпить её (конструкции) бдительность сладкими речами, но тайным голосованием сказать то, о чем думаешь на самом деле.
            "За", скорее всего, голосовали те, кто надеется, что Владимир Альбертович в новом качестве, оказавшись по другую сторону баррикад, будет так же жестко защищать их интересы перед энергетиками. Моя задача в данном случае не в том, чтобы рассуждать на тему: кто из них прав. Я хочу рассказать об одном случае с заказным банкротством ФГУП "Кировторф", целой топливной отрасли, который, надеюсь, проиллюстрирует, в каких кадровых инвестициях на самом деле нуждается экономика нашей области.
            В январе 2002 г., еще задолго до начала официальной процедуры банкротства "Кировторфа", его генеральный директор Н.Н. Стародумов озаботился "оздоровлением" родного предприятия и заказал соответствующие услуги московско-казанской фирме ООО "Юридический центр "Прис" (руководитель С.И. Хапугин) аж на 5 млн. рублей. "Ограниченно ответственные" юристы эти услуги за два с половиной месяца "оказали", о чем существует акт на пол странички, и не требовали оплаты до инициирования процедуры банкротства. Вот так "Прис" стал главным конкурсным кредитором "Кировторфа" пятой очереди. Этот долг в 5 млн., в качестве отвлекающе-очищающего маневра, переходил из рук в руки различных фирм-партнеров "Приса" (ООО "Транс-Туран" — г. Казань, ул. Н. Ершова, д. 28 и ООО "Академ-Инвест" — респ. Дагестан, Каякентский район, село Новокаякент, ул. Новая. 24)). Параллельно с этим "делом" г-н Стародумов, гендиректор ФГУП "Кировторф", несколько раз "крутанул" тремя тепловозами, которые сначала купил у тюменской фирмы "Запсибинвестконсалтинг" за 750 тыс. руб., перепродал за эту же цену ЗАО "Дэлконт" (Москва, Ленинградский пр-т, 62), подконтрольное С.И. Хапугину, затем у него же обратно приобрел за… 3 млн. рублей, т.е. в четыре раза дороже.
            После того, как некоторые кредиторы начали проявлять нездоровый интерес к "биографии" главного кредитора, "Юридический центр "Прис" проявил удивительное великодушие и отказался от тех 5 млн. — якобы в целях спасения "Кировторфа" от банкротства (к тому времени внешнее управление было уже введено). Т.е. признав, что та, январская 2002 г., сделка была фиктивной. Чтобы благородно отказаться от такой суммы, надо благородно заполучить еще больший куш, так? На этот эпизод впоследствии ни один проверяющий и следственный орган внимания не обратил.
            Благодаря вышеперечисленным маневрам, осталось незамеченным кредиторами и прессой рождение новой бумажной фирмы, на 99% принадлежащей "Прису", — ЗАО "Вятка-торф" (зарегистрировано 7 мая 2002 г. по адресу: Москва, Ленинградский пр-т, 62 — знакомый адрес!). ЗАО стало главным героем плана внешнего управления, который протащил теперь уже бывший конкурсный кредитор ООО "Юридический центр "Прис". Через ЗАО "Вятка-торф" фактически в руки "Прис" и К0 попали все активы "Кировторфа" (более чем на 270 млн. руб.), Тогдашний внешний управляющий "Кировторфа" В.Е. Михайлов закрыл глаза на то, что по закону, и только с одобрения кредиторов, надо было создавать не закрытое, на двоих, а открытое акционерное общество, выпустить акции и объявлять торги.
            После "Приса" эстафету главного кредитора пятой очереди принял главный… дебитор (такое может быть только у нас в России) — ОАО "Кировэнерго". Но, как говорится, от перемены мест слагаемых сумма не меняется — генеральным директором "Вятка-торф" стал тот же Стародумов, а доверенным лицом всех заинтересованных участников заказного банкротства "Кировторфа" (собственно "Кировторфа", "Вятка-торфа", "Кировэнерго", "Приса" и др.) — С.И. Хапугин. Последний вел от имени перечисленных сторон переговоры на разных уровнях, участвовал в судах. В частности, осенью 2002 г. Сергей Игоревич от имени "Кировэнерго" — главного кредитора "Кировторфа" — хотел перекупить долг перед мелким, но неуемным кредитором С.А. Малюгиным, который завалил благородное братство жалобами и судебными исками, о чем сохранились соответствующие документы. Может это простое совпадение, но вскоре после этих переговоров ночью неизвестные сильно избили несговорчивого кредитора. И били профессионально, только по голове…
            "Генеральный инвестор", "основной арендатор производственных мощностей", "единый агент по продаже торфа", ЗАО "Вятка-торф" в первый год своего существования только тем и занималось, что реализовывало остатки имущества и запасов торфа ФГУП "Кировторф". Зачем вкладывать деньги в производство, если "Вятка-торф" покупает у "Кировторфа" топливный торф в три раза дешевле балансовой стоимости, а перепродает основному потребителю — ОАО "Кировэнерго" — во столько же раз дороже? Еще дороже, по 356 рублей, вынуждены покупать у частного предприятия-монополиста топливный торф муниципальные образования Кировской области…
            Естественно, предприятию-банкроту, которое теперь существует только на бумаге, перепадают крохи, и тот никак не может рассчитаться с кредиторами. А тем, к счастью для благородного братства (читай: для кредиторов-авторов заказного банкротства), "по барабану". За исключением того же Малюгина. Главным образом благодаря его усилиям кредиторы выразили недоверие внешнему управляющему В.Е. Михайлову. Пришедший тому на смену конкурсный управляющий В.И. Чурюмов, по совместительству советник генерального директора ОАО "Кировэнерго" В.А. Лебедева, продолжил курс своего предшественника. Более того, "новая метла" помогла получить "Вятка-торфу", а не "Кировторфу" кредит в 10 млн. рублей у "Кировэнерго" на добычу торфа. Никому просто в голову не пришло, что главный "дебитор/кредитор" просто мог рассчитаться с "Кировторфом" за прежние долги и помочь подняться на ноги поставщику более дешевого, чем "Вятка-торф", топливного торфа.
            Если бы не серия возбужденных уголовных дел за предумышленное банкротство против Н.Н. Стародумова, В.Е. Михайлова и В.И. Чурюмова по настоянию кредитора С.А. Малюгина и губернатора В.Н. Сергеенкова, "Кировэнерго", в лучшем случае, нескоро смогло бы получить обратно выданный кредит, а "Кировторф" — свою долю от реализации торфа (заготовленный к реализации запас составляет более 1 млн. тонн).
            Опять же, к счастью благородного братства, областная прокуратура проявляет интерес к этим делам лишь время от времени, после очередной жалобы Малюгина или эмоционального напора В.Н. Сергеенкова. И интерес проявляется только в виде отфутболивания дел от одного следователя к другому — как облпрокуратуры, так и УВД. В моменты этих "вспышек" активности "банкротсмены" делаются "паиньками" и так же старательно изображают радение за процветание отечественной экономики. Последний "обмен ударами" между Сергеенковым и Стародумовым и К0состоялся в конце 2003 г., когда первый добился особого внимания генпрокуратуры к этому делу, а второй пожаловался в облпрокуратуру на первого за распространение якобы заведомо ложных сведений о своей персоне. Областная прокуратура передала дело из прокуратуры Ленинского района следователю облпрокуратуры по особо важным делам В.Б. Макарову. "Вятка-торф", по моим сведениям, не только расплатился с "Кировэнерго" за кредит, но и в январе текущего года перечислил "Кировторфу" около 20 млн. руб., которые, надо полагать, ушли на погашение обязательств перед кредиторами первой очереди. Это, конечно, в десятки раз меньше, чем висит "на шее" "Кировторфа", но за косточку сойдет.
            Судя по всему, ликвидация ФГУП "Кировторф" и полный переход монопольной добычи и реализации в нашей области торфа в частные руки — дело решенное. Как иначе думать, если даже при активно сопротивлявшемся прежнем губернаторе сценарий заказного банкротства выполнялся неукоснительно? Более того, бумагорожденная частная фирма не только задарма прибирала к рукам "бизнес — активы", "инфраструктуру и трудовые ресурсы" федерального государственного предприятия, но и без всякой лицензии и заключения договоров на аренду земель уже не первый год добывает природные ресурсы. Теперь, когда выстроена и демократично одобрена "единая нерушимая конструкция" во главе с "лучшей кадровой инвестицией", будут безжалостно, "по рыночному", избавляться от "неэффективных производств". ФГУП "Кировторф" теперь, по логике и стараниям авторов заказного банкротства, даже не "неэффективное", а несуществующее производство. К концу конкурсного управления, скорее всего, арбитражный управляющий сможет выставить только несколько гнилых сараев и пару скелетов раздолбанной техники.
            Но губернатор Шаклеин, возможно, рассчитывает, что "кадровая инвестиция", сумевшая способствовать вливанию государственных инвестиций в частные карманы, запросто может, имея под рукой "нерушимую конструкцию", сделать и наоборот.
            Если, конечно, захочет.

Фархад ГУЛЯМОВ, журналист
г. Киров

Продолжение темы >>>>

Написать письмо автору


  1. Услышав это выражение Николая Ивановича по телевизору, один мой знакомый прочитал мне целую лекцию о том, как во Франции до революции существовала легальная система продажи патентов на государственные должности, что было серьезной инвестицией в скудную королевскую казну.


9 июня 2004 г.

Киров — инвестор… Голландии и Сингапура?

            После годового собрания акционеров Кировского шинного завода, которое прошло 28 мая, в прессе появилась серия публикаций, бьющих "в одни ворота". Суть их сводилась к тому, что нынешнее руководство предприятия и холдинговая компания "Амтел" в целом действуют в ущерб интересам не только миноритарных акционеров, но и самого Кировского шинного завода. Прозвучало немало вопросов, начинающихся с "Почему?" Поэтому, готовя данную публикацию, мы обратились к руководству КШЗ, теперь "Амтел-Поволжье", с просьбой ответить на них. Но оно адресовало нас в московский офис "Амтел". Мы не поленились последовать доброму совету. Но, не исключая, что оттуда нас могут послать в Голландию (Amtel Holdings Holland BV) или еще дальше, в Сингапур, мы, опираясь на имеющиеся данные, попытались построить собственную версию образа действий "Амтел" и К0.

ПОСТСОВЕТСКАЯ ВСЕЯДНОСТЬ УХОДИТ В ПРОШЛОЕ

            Нет спору, что за 14 лет своего существования "Холдинговая компания "Амтел" стала лидером шинной индустрии России и стран СНГ, профессионализм ее "сотрудников в сочетании с точными знаниями требований потребителя, позволяют… предприятиям и представительствам в регионах выпускать и предлагать на рынке высококачественную и конкурентоспособную продукцию, пользующуюся высоким спросом" (из "Пояснительной записки к годовому бухгалтерскому отчету"). Но обнаружилось, что за эти годы так и не сумели создать бренд, конкурентоспособный и известный на мировом рынке. Видимо, это большей частью объясняется закрытостью компании от остального мира и расчет на постсоветскую всеядность внутреннего рынка стран СНГ. До недавних пор компанией владел один человек — сингапурский бизнесмен Судхира Гупта, сторонним инвесторам в компанию путь был закрыт. Расширение компании шло только за счет поглощения конкурентов.
            Но времена меняются. Рост благосостояния россиян, спроса на шины класса "премиум" для легковых автомобилей диктуют компании изменить стратегию действий — в этом сегменте "Амтел" ожидает жесткая конкуренция. Три мировых производителя шин этого класса — французский Michelin, немецкий Continental и финская Nokian — планируют построить в центральной России свои шинные заводы. С недавних пор господин Гупта, видимо, стал сознавать, что без коренной модернизации производства и привлечения для чего внешних инвестиций не обойтись.

ХОЧЕШЬ БРЭНД — ПРОДАЙ БИЗНЕС

            Но пока что все попытки на этом поприще заканчиваются неудачей. Результат трехлетней борьбы с нефтехимическим холдингом "СИБУР" за сферу влияния или попытка привлечения его как инвестора закончилась не в пользу "Амтел" — "СИБУР" увел из-под его носа шинный завод "Волтайр". А весной текущего года ХК "Амтел" потерял самый лакомый кусок — крупнейший в СНГ шинный завод "Росава" (Белая Церковь, Украина). Холдинг контролировал 51% акций СП "Росава", основного поставщика шин для "АвтоВАЗа". Предприятие несколько раз было на грани остановки из-за сбоев в снабжении сырьем. ХК "Амтел" сделал ставку на главу УкрСиббанка Александра Ярославского, который близок к президенту Украины Леониду Кучма. В обмен только на обещание дать кредит и помочь с поставками сырья "Амтел" предоставил "УкрСиббанку" места в совете директоров СП. В итоге через год потерял контроль над "Росавой".
            Попытки примазаться к какому-то известному на мировом рынке бренду тоже пока ни к чему не привели: "Амтел" все еще мечется между "Nokian Tyres" (Финляндия), Bridgestone (Япония) и Goodyear (США). Последняя вообще предложила компании "Амтел" создать СП или лучше продать ей весь шинный бизнес.

ОБЪЕКТ НЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

            Говорят, лучше синица в руках, чем журавль в небе. Вкладывая, как утверждает менеджмент холдинга, огромные средства на техническое перевооружение своих заводов, "Амтел" мог бы раскрутить один из собственных, наиболее известных, брендов. Например, таким объектом особого внимания мог бы стать Кировский шинный завод, единственный из заводов "Амтела", который имеет авторитет на мировом рынке. Но не тут-то было: на последнем собрании акционеров Кировского шинного завода руководство "Амтела" провело решение о переименовании предприятия в "Амтел-Поволжье", а годовой отчет кишит противоречиями и недомолвками. Например, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности (раздел 3) говорится, что со второго квартала 2003 г. КШЗ полностью работает на давальческом сырье и, поскольку такое изменение в хозяйственной модели "не повлекло за собой ни сокращения персонала, ни выбытия основных средств и инвентаря, используемого при производстве…", руководство не считает необходимым расшифровывать в отчете сей момент. Себестоимость не могла сама по себе снизиться на 35%... И как объяснить, что производство в 2003 году выросло вдвое, но выручка упала почти на 30%, на треть меньше получено прибыли, а дебиторская задолженность значительно выросла? Почему экономятся деньги на выплату мизерных дивидендов миноритарным акционерам КШЗ, и в то же время несколько раз закладываются активы того же КШЗ, чтобы получить миллиардные кредиты под обеспечение ценных бумаг ХК "Амтел"? Что это может означать и к чему может привести?

"ДЕВСТВЕННЫЙ БУТОН" К УСЛУГАМ ВНЕШНИХ ИНВЕСТОРОВ

            Голубая мечта "Амтел" — выйти на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией ("Amtel Planet") и укрепить свое господствующее положение на российском рынке (к 2005 году довести свое участие в нем до 50%). И, следуя изменениям конъюнктуры, построить в центральной России новый завод по производству шин класса "премиум" для легковых автомобилей и обставить вышеназванных трех конкурентов. Для этого недостаточно скрести по сусекам. И "Амтел" начинает переговоры с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о предоставлении крупного кредита. Там благожелательно отнеслись к проекту холдинга, но, тем не менее, переговоры могут затянуться (такой вывод напрашивается из высказываний пресс-секретаря московского офиса ЕБРР Ричарда Уоллиса, которые в начале марта опубликовали "Ведомости") и нишу успеют занять более финансово благополучные конкуренты. Поэтому "девственный бутон" начинает раскрываться для внешних инвесторов и (впервые в своей истории!) продавать свои акции. Осенью прошлого года 4% акций ХК "Амтел" приобрел инвестфонд Templeton, который входит в глобальную инвестиционную группу Franklin Resources Inc, оперирующую капиталом в $252 млрд. Холдинг готовится продать еще 15%, а в следующем году выйти со своими акциями в Лондонскую и Нью-Йоркскую биржи. В этих условиях "дойная корова" — Кировский шинный завод — отходит на второй план. Кстати, в январе текущего года "Амтел" продал 13% акций КШЗ, но об этом пока молчок…
            Впрочем, вполне возможно, что "Амтел", помаявшись сусекоскребательством и челобитием перед старшими "братьями", может вновь обратить свой взор на КШЗ. Тем более, что здесь, в отличие от Украины, готовы поделиться своим нищим бюджетом (правительство Кировской области готовится предоставить ХК "Амтел" налоговые льготы). Надо же помочь бедному сингапуро-голландцу построить небольшой заводик где-нибудь в Подмосковье… Но ничто не вечно под луной: обжегшись на украинском и сибирском "молоке", "Амтел", судя по всему, будет дуть (или уже дует?) на нежирный кировский "кефир"…

Фархад ГУЛЯМОВ, журналист
г. Киров

Написать письмо автору