Валентина Кощеева

Купец и меценат Яков Алексеевич Прозоров

Домой К оглавлению

Организация дела

Характеристика личности Прозорова будет незавершённой, если не будет сказано об организации его купеческой, торговой деятельности, особенно если учесть при этом, что специального образования он не имел, а до всего доходил своим опытом, большой работоспособностью, ответственностью и честностью.

Как и многие вятские купцы, Прозоров вёл торговлю хлебом, льном, куделей, конским волосом, переправляя товары по санному пути к пристаням, а далее после ледохода на барках к Архангельскому, позднее — Санкт-Петербургскому портам. Там товары передавались коммерсантам или приказчикам заграничных торговых фирм, имеющих в портовых городах свои конторы. Это приводило к тому, что вятское купечество, не имея собственных кораблей для отправки груза за границу, несколько десятков лет находилось в полной зависимости от иностранных торговцев, которые пользуясь этим, диктовали цены, спрос на товары и сырьё, и распространяли своё влияние на Вятскую, Пермскую, Оренбургскую и другие губернии.

Яков Прозоров, используя свой опыт, знание торговых операций, обладая предприимчивым характером и большим желанием развития русской торговли, преодолев все трудности, сделал серьёзный шаг и первым завёл прямые торговые связи с заграницей.

В 1860 г. он приискал связи в Англии и Германии, зафрахтовал корабли, которые погрузил в Архангельском порту своими товарами и на свой счёт отправил их за границу. С этого времени торговое дело Прозоровых получило совсем другой оборот. Яков Алексеевич изучил иностранную бухгалтерию и банковское дело, курс перевода русских денег в зарубежную валюту, поставил свою торговлю наравне со многими заграничными торговыми фирмами.

В 1861 г. его товары появились в Санкт-Петербургском порту: лён, семя, конский волос, щетина и холст, которые он заготовлял не только в Вятской губернии, но и в соседних территориях. Уже в 1862 г. через этот и Архангельский порты для продажи на внешнем рынке отправлялись товары на сумму более 500 тысяч рублей серебром.

Прозоровские товары приобрели известность. Лён и куделя в Бельгии и Англии под клеймом Якова Прозорова продаются по самым высоким ценам. За усовершенствование обработки конского волоса он получил от комитета Санкт-Петербургской выставки Похвальный лист. Авторитет Прозорова за рубежом был настолько велик, что он пользовался значительными кредитами иностранных банков и от своего лица вёл переписку с заграничными покупателями. К 1866 г. оборотная сумма Торгового Дома Прозорова достигла трёх миллионов.

Для облегчения связей с зарубежными торговыми фирмами Яков Алексеевич помещает старшего сына Алексея в Московское Коммерческое училище, которое тот успешно заканчивает. Алексей получает знание английского и немецкого языков и в 1865 г. направляется отцом по торговым делам в Англию и Германию, что ещё больше упрочило зарубежные торговые связи.

Яков Алексеевич ежегодно участвует в торгах на поставку провианта для Архангельской и Вятской губерний, в неурожайные годы участвует в заготовках зерна для обеспечения посевными материалами, мукой и продовольствием. Прозоров был первым торговцем, организовавшим продажу товаров по сниженным ценам против прочих поставщиков.

С 1863 г. по выбору купечества г. Архангельска и торгующих через его порт иностранных купцов, Яков Алексеевич состоял на службе членом Учётного Комитета Государственного Банка этого города.

Первый шаг Я.А. Прозорова — русского купца из глубинки, начавшего непосредственную торговлю с заграницей, обратил на себя внимание русского купечества, которое последовало его примеру1.

О большом авторитете Прозорова среди людей, связанных с ним по торговым делам в России и за рубежом, говорят следующие факты. Среди служащих, приказчиков и других работников, нанимаемых Прозоровым в Вятке, на перевалочных пунктах и пристанях, через которые закупались и направлялись в портовые города товары, авторитет хозяина был так высок, что не было замечено ни одного случая мошенничества, воровства, нарушения учётной дисциплины. Это объяснялось и тем, что хозяин щедро оплачивал труд своих работников и те боялись потерять место, зная, что к нарушителям дисциплины он был беспощаден. Людей труда Яков Алексеевич уважал. Как-то в разговоре с племянником он сказал: "Вот, ты видел, от меня сейчас вышли рабочие и мой служащий-торговый приказчик. Вот этих людей я ценю — они труженики, результат их работы — реальная польза. А те, кто в тех комнатах гудят и веселятся — это одна вывеска... Так научись, глядя на них, следовать примеру первых и не гнаться за вторыми". Выехав в Петербург, многих молодых своих работников Прозоров взял для работы с ним, а тем, кто не смог выехать из Вятки по возрасту или по состоянию здоровья — назначил солидную пожизненную пенсию.

В мемуарах "Род Прозоровых"2 А.А. Прозоров пишет: "В 1905 году, совершая поездку по Европе и будучи в Лондоне, я явился с визитом в коммерческую контору, отрекомендовался: "Прозоров из Вятки". Оказалось, что моего дядю, Якова Алексеевича, там хорошо знали и помнили, а потому нам была оказана полная любезность и содействие по делу". И это более чем через 20 лет после смерти Якова Алексеевича!

Нельзя не сказать ещё об одном примере, подтверждающем активную позицию Прозорова — Гражданина. Заседание Вятского губернского земского собрания 14 декабря 1870 г. ...признавая неотложную необходимость проведения Вятско-Двинской железной дороги, постановило: "Просить потомственного Почётного гражданина, коммерции советника Я.А. Прозорова продолжить труды его по разработке вопроса, одобренные губернским собранием минувшей сессии, и по возможности скорее приступить к исследованиям проектированной им линии..."3 .

Яков Алексеевич в первые годы своей торговой деятельности сам испытал трудности, связанные с доставкой товаров к торговым портам. После ледохода, барки, груженые на пристанях, скапливались в устьях рек, теснились, что часто приводило к катастрофам, гибели товаров и людей. Человек активный, небезучастный к этим проблемам, Прозоров неоднократно представлял расчёты и доказательства, сделанные специалистами, необходимые для начала строительства Северо-Двинской и Казанской линий железной дороги. Первая группа инженеров для производства правительственных изысканий прибыла в Вятку 22 июля 1870 года4. Таким образом, и в этом вопросе деятельность Я.А. Прозорова заслуживает одобрения.


  1. ГАКО. Ф. 582. Оп. 28. Д. 39. 15 — ГАКО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 337.
  2. "Вятские губернские ведомости". — 1870. — № 7.
  3. "Вятские губернские ведомости". — 1870. — № 7.
  4. "Вятские губернские ведомости". — 1871. — № 7.

Прозоровы в Петербурге


© Copyright 2000