Библиотека не опубликованного

Библиотека не опубликованного

Главная страница   Список публикаций

Февраль 2004 г.

Одним департаментом будет меньше?

            Слегка вырисовывается "лицо" маленькой реформы управленческого аппарата, который готовится провести новый губернатор Кировской области Н.И. Шаклеин. Возможно, в новом кабинете мы не досчитаемся как минимум одного департамента и нескольких отделов.
            Николаю Ивановичу, как бывшему замгенпрокурору республики по кадрам, более понятно и приятно, когда каждый чиновник, как статья уголовного кодекса, сидит чётко на своем месте и решает только свой круг задач. А то развели, понимаешь, "энциклопедистов": он и снабженец, и строитель, и, условно говоря, космонавт и косметолог. И сколько все это стоит? Косметолог, как-никак, профессия элитная, и денег надо поболе. Да и человек он свой…
            Вот по этому принципу и построена вся местная вертикаль. Есть, к примеру, департамент строительства, который строил и котельные, и школы, и больницы. И газопроводы. Качественно строило, километры на глазах росли. И вдруг всё застопорилось. Что такое? Пошла мини-реформа: строительство газопровода отобрали у департамента строительства и отдали… департаменту-снабженцу топлива, тот начал создавать на голом месте новую структуру по строительству газопроводов с новым штатным расписанием и прочими атрибутами. Департаменту топлива не привыкать — он сам родился на пустом месте: для чего, скажите, целый департамент, когда централизованные поставки топлива сведены к минимуму? Правильно, чтобы плодить побольше "…ресурсов" и "…сбережений", чтобы, скажем, наш кировский торф стоил столько же, сколько… кузбасский уголь.
            Со временем эти "пустые места" такими неподъёмными наростами легли на плечи коммунального хозяйства, что не просто разобраться, от чего больше растут тарифы на коммунальные услуги: то ли от дряхлости сетей и оборудования, то ли от многоступенчатости пути от поставщика энергоносителя до потребителя энергии.
            И.о. заместителя председателя правительства области А.Л. Могилюк, который в числе других своих коллег представлял новому губернатору свои предложения по обновлению структуры управления, считает, что топливо должно заготавливать само коммунальное хозяйство, ни к чему было на его шею вешать ещё одну управленческую структуру (департамент топлива).
            Одна из узловых проблем коммунального хозяйства — не возмещение федеральным бюджетом наших затрат по предоставлению льгот ветеранам и инвалидам на оплату жилья и коммунальных услуг. К прошлому году такой задолженности накопилась аж на 560 млн. рублей, а для того, чтобы подготовить всё ЖКХ к нынешней зиме, нам нужны были только 378 млн. Можно, конечно, кивнуть на федеральный центр, мол, не даёт, но можно и найти какие-то управленческие решения этой проблемы. Одно из таких решений, правда, по другому поводу, было озвучено 2 февраля 2004 г. в ходе пресс-конференции, которую дали два и.о. заместителя губернатора (А.Л. Могилюк и В.П. Сысолятин), главный финансист области А.М. Помаскин и начальник управления транспорта Ю.В. Агафонов. По словам А.М. Помаскина, правительство области на мартовское заседание областного Законодательного Собрания готовит "определённое волевое решение": уменьшать нормативы отчисления одного из налогов (федерального или областного), а разница будет оставаться в бюджете города в виде целевой субвенции на предоставление льгот на проезд на городском транспорте ветеранам и инвалидам. Наверняка этот механизм можно применять и в сфере ЖКХ.
            Кстати, теперь о ветеранах и инвалидах, и прочих малозащищённых "слоях" будут заботиться не все сразу, а только социальная служба. Предполагается, что службы социального обеспечения при новом правительстве получат более широкие полномочия. Какие? Рассказ об этом впереди.

Фархад ГУЛЯМОВ
г. Киров


Январь 2004 г.

Обрезчик "раковой опухоли" бюрократизма

вступил в должность в Кировской области


            В должность губернатора Кировской области вступил Николай Иванович Шаклеин, депутат Государственной Думы двух предыдущих созывов. В третьей Думе работал заместителем председателя Комитета ГД по государственному строительству, а также в комиссиях по геополитике и по борьбе с коррупцией.
            — В действующей Конституции Российской Федерации не очень чётко и подробно прописаны права и обязанности субъекта Федерации, его взаимоотношения с федеральным центром. Отсюда целый ряд противоречий и проблем. Как Вы считаете, назрела ли необходимость проведения конституционной реформы?
            — Так или иначе, Конституцию предстоит корректировать. Субъекты Федерации должны получить большую самостоятельность, особенно бюджетную. Сейчас финансовые вопросы решаются в ущерб субъектам Федерации. Можно было, конечно, всё это в Конституции прописать более чётко, но, к сожалению, несправедливости содержатся и в бюджетном и налоговом законодательствах. Так что вопрос не только в Конституции…
            — …оттуда всё начинается…
            — Оттуда — да. Конституция позволяет допускать такие перекосы. Знаю, что обсуждаются проекты изменений в Конституцию — не только регулирующие взаимоотношения с субъектами Федерации, но и наделяющие большими полномочиями высшую законодательную власть (не только законотворческими, но и контрольными функциями). Я сам был соавтором некоторых таких поправок к Конституции. Рассмотрена только одна из поправок них. Это наделение Совета Федерации и Государственной Думы контрольными функциями, создание комиссий по соблюдению федеральных законов. Так что будем считать, что это первый шаг к тому, чтобы скорректировать Конституцию и по другим вопросам. В том числе и по взаимоотношениям между субъектом Федерации и федеральным центром. Но это во многом зависит от позиции Президента. Без его поддержки, учитывая расклад политических сил в Государственной Думе, сегодня ни одна конституционная поправка не пройдет.
            — Потому что эти взаимоотношения строятся больше на политической, нежели на законодательной основе?

            — Политические и личные отношения в какой-то степени, может быть, тоже влияют, но за основу всё равно берутся законодательные инструменты. Личные отношения могут иметь значение, например, в финансовых вопросах, в бюджетных делах.
            — Но порой, благодаря личным связям руководства, бюджетная обеспеченность дотационного региона оказывается выше, чем региона-донора…

            — Такие вещи мы видим и внутри области — это не всегда вытекает только из личных отношений. Иногда аппарат определяет ситуацию в большей степени, чем дружба между двумя людьми, скажем, между Президентом и губернатором: кто-то каждый день стучится в двери Минфина, к чиновникам разного уровня, выбивает деньги, а кто-то сидит и ждёт манну небесную. Здесь дело даже не в Конституции. У нас осенью в первом чтении был принят закон о государственных минимальных социальных стандартах. Когда стандарты будут, тогда и на нашем, местном, уровне и на уровне федеральном всё будет выстраиваться на их основе.
            — Приходилось ли Вам работать над этим законом?

            — В нашем комитете по государственному строительству доработка была. Я думаю, что нам надо принять соответствующие законы, чтобы такого субъективизма во взаимоотношениях было меньше. Должно быть более четкое регулирование взаимоотношений, в том числе и внутриобластных.
            — На моей памяти неравноправное положение субъектов федерации — областей по сравнению с субъектами федерации — республиками только усугубляется.

            — При Ельцине это было в большей степени, при Путине — в меньшей, но до равноправия субъектов ещё далеко. К республикам в центре более внимательное отношение, чем к областям.
            — По-моему, это началось во время "парада суверенитетов" и инициированных Москвой заключений договоров между федеральным центром и субъектами Федерации. Вообще, нормально ли это — межгосударственные договоры внутри государства?

            — Не нормально. Отношения между центром и субъектами должны регулироваться законами, а не договорами — они могут иметь место только по каким-то частным, исполнительным, вопросам.
            Началось-то всё не с парада суверенитетов, а много раньше. В советское время к республикам отношение тоже было лучше, чем к областям. Мы унаследовали этот недостаток, перекос в национальных вопросах.
            — Ходят упорные слухи о предстоящей территориальной реформе: будто бы образование федеральных округов — это ступенька именно к ней…

            — Да, вынашиваются такие мысли. Сейчас идёт процесс объединения автономных округов в составе краев и областей, как, допустим, Коми-Пермяцкий в Пермской области. На очереди Красноярский край и Тюменская область. А потом, может быть, дойдёт дело и до других территорий. Но это еще не скорая перспектива. Вопрос-то не простой, здесь тоже надо вносить поправки в Конституцию…
            — С другой стороны, вряд ли субъекты Федерации, которые сегодня уже получили некоторые привилегии и свободы, захотят их лишаться…

            — Это тоже не простой вопрос. Территориальная реформа — всё-таки не первоочередная задача. Я бы не стал с этим торопиться, за исключением автономных округов, само существование которых — нонсенс: автономный округ как субъект Федерации в составе субъекта Федерации. Вот это противоречие надо устранить — и пока на этом остановиться.
            Мы вошли в полосу реформ (государственного устройства, политического, экономического и социального), не хватало ещё окунуться в эту сверхщекотливую сферу, как перекраивание границ. Это как держать круговую оборону и объявлять войну ещё кому-то, ещё одного противника искать. Нам бы хоть одну начатую реформу довести до конца!
            Что же касается второй половины вашего вопроса, то, я думаю, создание федеральных округов всё же преследовало именно ту цель, что объявлена сегодня — выполнение контрольных функций Президента. Хотя некоторые федеральные ведомства тоже пошли по этому пути и создали свои окружные подразделения. Но не у всех схема управления территориально совпадает с федеральными округами.
             — По Конституции местное самоуправление не является частью государственной власти, отсюда и его малоуправляемость. Ведь не на пустом же месте возникли и "процветают" конфликты между исполнительной властью субъектов федерации и муниципальными образованиями. Хотя на деле местное самоуправление уже мало чем отличается от государственной власти.
            — Была бы моя воля, я бы сделал единую систему органов государственной власти сверху донизу.
             — Она была бы более управляемой?
            — Конечно. Но новый закон о местном самоуправлении, который вступает в силу в 2006 году, тоже не предусматривает, чтобы местное самоуправление стало ветвью государственной власти. То есть можно критиковать, предлагать, но законодательных перспектив здесь пока нет. К счастью, в новом законе о местном самоуправлении подробнее прописаны функции — и местного самоуправления, и субъекта Федерации. Ведь предполагается еще внести изменения в бюджетный и налоговый кодексы, чтобы каждая функция местной власти была обеспечена конкретными источниками финансирования. Взаимоотношения могут наладиться и после принятия закона о государственных минимальных социальных стандартах. Так что, хотя органы местного самоуправления и не получат статуса государственных органов власти, если в вышеназванных законах будут более четко прописаны взаимоотношения, противоречий и конфликтов между субъектами власти будет меньше.
             — Например, одна из самых "болевых" точек — это разграничение доходных источников: органы местного самоуправления постепенно лишаются налоговых инструментов пополнения местных бюджетов. Я сам, как председатель Кировского областного общества защиты прав потребителей, сталкивался с проблемой предоставления льгот гражданам: федеральная власть предоставляет льготы, а муниципалитетам взять деньги на их обеспечение неоткуда.
            — Это типичное неисполнение закона. Здесь всё отрегулировано, но источники финансирования отсутствуют. Вернее источники-то есть, но они не наполняются.
             — У органов местного самоуправления всё меньше становится налоговых рычагов. Когда ещё деньги дойдут до федерального бюджета и вернутся обратно. И вернутся ли...
            — Совершенно верно, это такая бюджетная и налоговая политика.
             — В пределах своих полномочий здесь, в регионе, вы можете способствовать к тому, чтобы оптимизировать бюджетные отношения с муниципалитетами?
            — Отчасти. Уберём перекрестное финансирование и к следующему году составим бюджет, где значительно большая часть налогов будет оставаться у органов местного самоуправления. Тем самым создадим больший стимул для их активной работы по собиранию налогов, расширению налогооблагаемой базы, экономической активности, чтобы интерес работать был…
             — …чтобы муниципалитет был заинтересован зарабатывать больше денег?
            — Да. Он будет иметь больше прав — значительную часть полномочий мы отдадим вниз. Я сторонник такого подхода: надо в органах местного самоуправления повышать самостоятельность. Но параллельно с повышением ответственности. Сейчас, к сожалению, к губернатору обращаются по каждому пустяку. Я недавно читал одно такое обращение: мол, помогите, в районе нет средств, чтобы купить 40 стульев для школы. Мы должны отдать в районы максимально больше источников самофинансирования, чтобы они покупали и стулья, и уголь, пополняли фонд заработной платы. Поработаешь хорошо — раньше других выдашь людям зарплату, будешь жить в тепле и комфорте, а не бегать к губернатору за каждой мелочью. Некоторые ведь больше времени тратят на поездки в областной центр, деньги выпрашивать.
             — Хотя одна поездка главы района в областной центр может стоить столько же, сколько 40 стульев…
            — Напомните мне (обращаясь к помощнику — Ф.Г.): надо нам рекомендовать, чтобы главы районов выезжали в Правительство обязательно после предварительного согласования.
             — Всё ли Вас устраивает во взаимоотношениях между исполнительной и законодательной властями на областном уровне?
            — Лишь некоторые моменты надо бы скорректировать. Например, убрать лишние согласования. На законодательном уровне декларируется полная независимость обеих ветвей власти друг от друга, и в то же время губернатор и правительство области должны согласовывать некоторые свои действия с Законодательным собранием, например, назначения на отдельные должности. По здравому размышлению, если власти полностью самостоятельны, то не должно быть никаких разрешительных прав у одной ветви по отношению к другой.
             — Вы, судя по Вашим последним интервью, собираетесь производить некие "изменения структуры управления". Можно ли поподробнее?
            — Об этом пока рано говорить. Но предполагается устранить параллелизм в работе отдельных ведомств и в итоге сократить и удешевить чиновничий аппарат. Задача — повысить ответственность и отдачу от каждого подразделения и чиновника.
             — Но бюрократический аппарат отличается своей живучестью: чем больше его сокращают и урезают, тем больше он разрастается…
            — Нет здесь ничего удивительного. Чиновничий аппарат, как раковая опухоль, имеет тенденцию к разрастанию. Его "обрезают", он снова нарастает, "обрезают" — снова нарастает. Но нарастает он не оттого, что обрезают, а оттого, что у него такая природа. Если бы не обрезали и не сокращали, он бы ещё больше разбух. Так что обрезать надо!
             — Вы являлись членом комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией. Надо предполагать, что структурные изменения в правительстве области, которые вы собираетесь произвести, должны не только сэкономить деньги на содержание чиновничьего аппарата…
            — Структура сама по себе не порождает, но и не уменьшает коррупцию. Другое дело содержание работы чиновничьего аппарата — право "пущать или не пущать", то есть наличие разрешительных функций. Надо сделать так, чтобы от отдельно взятого чиновника как можно меньше зависело — чтобы рамки его функций были определены законодательно и максимально жёстко.

Фархад ГУЛЯМОВ, г. Киров


Сентябрь 2003 г.

О предвыборной ситуации в Кировской области

            7 декабря в Кировской области пройдут и губернаторские выборы. До начала осенней сессии Законодательного собрания области над кандидатами как в губернаторы, так и в депутаты Государственной Думы висел "сергеенкова меч" вероятности выдвижения действующей главы области на третий срок. И этот "меч" буквально "растаял" в течение 40 секунд заседания Законодательного собрания 11 сентября.
            Претенденты опасались не зря: Владимир Нилович Сергеенков, губернатор нашей области, хоть и отрицал такую возможность, но усиленно готовился к третьему сроку, памятуя опыт своих коллег из Новгорода, Омска и Челябинска. В канун Дня Победы (символично, не правда ли?) в здании правительства области прошло закрытое совещание узкого круга особо приближенных к губернатору лиц, о котором не знали даже большинство замов Сергеенкова. На том совещании обсуждалась не много не мало стратегия и тактика предвыборной кампании за губернаторское кресло (другие варианты пока не рассматривались). И каждый присутствовавший получил персональное задание на весь оставшийся срок правления Нилыча. И начались активные поездки губернатора по городам и весям нашего края: на сегодняшний день Владимир Нилович по праву может похвастаться перед своими коллегами и сказать, что по географическому "точечному" охвату вверенного ему субъекта Федерации за отрезок времени переплюнул их всех. В ходе каждой поездки он, как обычно, не ограничивался нападками на разрушителей вятской экономики, а, максимально используя административный ресурс, решал конкретные вопросы.
            Буквально накануне Законодательного собрания от источника, близкого "к телу", я узнал, что председатель Законодательного собрания Александр Стрельников (один из претендентов на губернаторское кресло), пользуясь отсутствием губернатора и желая исключить возможность поднятия им вопроса о третьем сроке, намерен перенести дату заседания областного парламента с 11-го на 7-е сентября. Но, видимо, "разведка" вовремя предупредила Сергеенкова и он спешно вернулся из Москвы, где, по словам того же источника, получил консультации о возможности выдвижения на третий срок и высокую поддержку. ЗС прошло в заранее обозначенный срок. И вдруг такое: за три дня до собрания он отзывает свое предложение о назначении своего заместителя Владимира Сысолятина первым замом, который должен замещать губернатора в переходное время, и в ходе заседания ни слова не говорит о своем желании править областью еще четыре года.
            Вероятнее всего это не означает, что В.Н. Сергеенков сложил оружие без борьбы. Накануне прошел объединительный съезд ПВР и "Жизни", которые договорились выступить единым блоком на предстоящих выборах. Предполагается, что лидеры блока поддержали кандидатуру Владимира Сысолятина на пост губернатора. Тем более, что последний дружит с Мироновым со времен своего сенаторства. Они вполне могли предложить Нилычу сделку: ты отказываешься от своих притязаний на пост губернатора, а взамен получишь место в Совете Федерации.
            Другому потенциальному, наиболее вероятному, претенденту на кресло губернатора, депутату Госдумы Николаю Шаклеину, который не менее активно (исходя из своих возможностей) в это лето встречался с избирателями и мелькал на экранах и страницах СМИ, предложено остаться депутатом и продолжить борьбу за депутатство же.
            Теперь предвыборная борьба пойдет по несколько иному сценарию: основные претенденты на пост губернатора почти договорились о взаимных уступках. Задача номер один — нейтрализовать "варягов", которые могут поломать расклад. Например, на горизонте замаячиа фигура крупного московского промышленника Георгия Брилинга — президента агрохимической корпорации "Азот" (самого крупного акционера Кирово-Чепецкого химкомбината). В его финансовых и административных ресурсах можно не сомневаться.

Фархад Гулямов, гл. редактор журнала "Очень кстати" для "НГ"


Июль 2003 г.

Тугой красный пояс Вятки

            Законодательное собрание Кировской области одобрило предложение губернатора Кировской области В.Н. Сергеенкова о сокращении срока его полномочий и переносе губернаторских выборов с весны 2004 г. на декабрь текущего года. К чему такая спешка?
            В течение последнего года аппарат Полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе С.В. Кириенко различными способами усердно даёт понять электорату, что тот сделал ставку не на того человека, на два срока всенародно избрав Владимира Ниловича своим губернатором. И успешно одну за другой выбивает опоры губернаторской популярности. Свежий пример.
            На днях Октябрьский районный суд г. Кирова признал недействительным свидетельство о регистрации просергеенковски настроенной газеты "Губернские вести". В начале своего нынешнего срока Владимир Нилович через Законодательное Собрание протащил вопрос о преобразование газеты "Вести" (по сути частной) в "Губернские вести", включив в состав учредителей Законодательное Собрание Кировской области. При этом, как оказалось, чиновники допустили маленькую оплошность: вовремя (в течение 3-х месяцев) не представили изменённый устав газеты в Приволжское управление Минпечати, которое почему-то (полагаю, не без помощи аппарата С.В. Кириенко) об этом вспомнило только сейчас, перед началом избирательных марафонов, лишив тем самым нашего губернатора главного рупора. Конечно, газета легко может перерегистрироваться, но теряет право заниматься предвыборной агитацией в течение года.
             Наш красный губернатор, не растерявшись, делает простой, но гениальный ответный ход: обращается в Законодательное собрание с предложением о сокращении срока своих полномочий и переносе губернаторских выборов (которые у нас они совпадают с президентскими) на декабрь. Мол, можно совместить их госдумовскими, сэкономить бюджетные деньги и не отвлекать в марте избирателей от более важной президентской темы. Здесь, мягко говоря, он слукавил: никакой экономии не может быть, но шансы у Владимира Ниловича остаться у власти невероятно возрастают. Даже без "Губернских вестей". О чем я?
            Чем ближе губернаторские выборы, тем явственне проступают черты их "портрета", появляются всё новые и новые претенденты. Пока, правда, на уровне слухов. Никто из них открытых заявлений о своём желании занять этот пост не делает, но при любом удобном случае, мягко говоря, способствует возникновению этого вопроса в ходе пресс-конференций, круглых столов, встреч с электоратом и т.д.
            Можно представить такие наброски галереи портретов будущих кандидатов.
            На первый взгляд, аппарат Полномочного представителя в округе С.В. Кириенко делает ставку на людей РАО ЕЭС (Лебедев и Сухотерин). Ясно, что в связи с кризисом неплатежей и повальными отключениями электроэнергии в школах, больницах и т.д., энергетики не могут пользоваться симпатией народа. Хотя вполне возможно, что это всего лишь отвлекающий маневр: в последний момент в качестве кандидата на пост губернатора, скорее всего, будет представлен В.Н. Пугач, главный федеральный инспектор по Кировской области. Его образ борца за интересы народа усиленно рисуется в подконтрольных им СМИ (журналы "Федеральный вестник" и "Товар-деньги-товар", телевизионная пердача "Федеральные вести" в ГТРК "Вятув" и т.д.). Но малочисленный и достаточно компактно проживающий электорат прекрасно знает, что эта троица — одного поля ягода. К тому же последний не скрывает своих теплых отношений с местным олигархом Олегом Валенчуком, что тоже не в пользу господину Пугачу.
             У вице-губернатора Вячеслава Торсунова, который в областном правительстве как раз курирует топливно-энергетический комплекс и который в свое время был назван преемником нынешнего губернатора, тоже шансов маловато. Ему противостоят мощные фигуры председателя Законодательного собрания А.Н. Стрельникова (который пока ничем, вроде бы, себя не запятнал, но и особых заслуг нет) и, как поговаривают, начальника УВД генерала А.М. Розувана (которому может помешать только падающая популярность милиционеров).
             На мой взгляд, наиболее серьёзный противник у Сергенкова в губернаторских выборах — это депутат Государственной Думы Н.И. Шаклеин. У него, у бывшего замгенпрокурора страны (в советское время) и парламентария с большим стажем, человека умеренных взглядов, ровные отношения со всеми — и с левыми и с правыми, и прочими. В том числе и с электоратом. И с прессой.
            В.Н. Сергеенков, судя по его действиям, прекрасно знает плюсы и минусы своих соперников и пытается обернуть все это в свою пользу. При нынешнем раскладе с сокращением полномочий он с большой вероятностью может выиграть выборы в Государственную Думу (лишний раз доказав свою "всенародную избранность") и будет стараться протолкнуть на кресло губернатора своего человека. Но если вспомнить. что предвыборная кампания за губернаторское место у него началась давно — накануне Дня Победы (что весьма символично) в областной администрации прошло закрытое совещание посвящённых, где были сделаны стратегические намётки. Так что никто не гарантирует, что он не сможет в сентябре убедить достаточно лояльное к нему Законодательное собрание области разрешить ему баллотироваться на третий срок. Тогда Вятка ещё туже обвяжется красным поясом.

Фархад Гулямов, журналист


Июнь 2003 г.

"САН Интербрю" и организации потребителей объединяют усилия в вопросах контроля качества пива

            МОСКВА, 17 июля 2003 г. — Вопросам качества пивоваренной продукции на примере торговой марки "Толстяк" была посвящена встреча представителей региональных обществ защиты прав потребителей, госторгинспекции и пивоваренной компании "САН Интербрю", прошедшая 16-17 июля.
            Участники встречи посетили Клинский пивкомбинат, входящий в состав "САН Интербрю", и познакомились с самыми современными технологиями производства пива. Они также побывали в цехе розлива, микробиологической лаборатории, поучаствовали в дегустации сортов пива "Толстяк" ("Доброе", "Светлое", "Крепкое" и "Забористое"). Гости познакомились и с другими марками компании, которые производятся на предприятии — "Клинское", "Старопрамен" и "Сибирская корона". К слову сказать, политика "САН Интербрю", самого крупного пивного холдинга в России, — развитие и "раскрутка" местных марок, а не насаждение закордонных.
            На Клинском пивкомбинате и в продолжение встречи в Пивной академии "САН Интербрю" в Москве представители компании рассказали о структуре и тенденциях современного рынка пива, строгих стандартах качества "САН Интербрю" и о том, как осуществляется контроль качества на предприятиях компании. В ходе обсуждения поднимались вопросы повышения культуры потребления пива в России.
            Эта встреча отвечает политике компании "САН Интербрю", которая предполагает управление качеством на всех уровнях, признание активной роли организаций граждан в вопросах контроля качества продукции. В компании верят, что сотрудничество пивоваров с представителями третьего сектора, стоящими на страже интересов многочисленных потребителей пива, необходимо и взаимно полезно.
            Кстати, как единодушно отметили мои коллеги из 13 регионов России, где реально действуют организации по защите прав потребителей, это первый случай, когда крупный производитель по собственной инициативе пошёл на равный диалог с нами. Обычно мы встречаемся в залах суда и в ходе различных инспекционных проверок, разборки жалоб потребителей на качество того или иного товара (не от "САН Интербрю").

Фархад ГУЛЯМОВ, председатель Кировского областного общества защиты прав потребителей


Валентин Пугач: "Я всегда говорю то, что мне хочется сказать"

Печатную версию см. в "АиФ-Вятка", №34 (88) август 2001 г.

             Сегодня у нас в гостях главный федеральный инспектор по Кировской области В.Н. Пугач, победитель конкурса "Государственная служба. Кадры нового тысячелетия-2001".
            В свой 31 год сделал стремительную карьеру: шахтер, студент, специалист по бухучету, гендиректор аудиторской фирмы, финансовый управляющий, федеральный инспектор по Марий Эл, главный федеральный инспектор по Кировской области — это далеко не полный перечень. Окончил Донецкий политехнический институт, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Академию народного хозяйства при Правительстве России.
            — Если вы не против, наш разговор построим в форме теста. Не далее как вчера один из известных в нашем городе людей сказал, что конкурс "Кадры нового тысячелетия" — это псевдодемократический инструмент для продолжения карьеры действующих федеральных инспекторов, что не "свои люди" в эту обойму не попадут. Как ваше мнение?

            — Это мнение конкретного вашего респондента, который имеет право на существование. Я уважаю эту точку зрения, но категорически не согласен с ним. Никаких скидок и поблажек для федеральных инспекторов не было. Наоборот, я ощутил на себе более жесткое отношение членов конкурсной комиссии, чем к конкурсантам-дебютантам. Специалисты-технологи (игротехники), которые организовывали и проводили это предприятие, сделали все возможное, чтобы ввести участников этого конкурса в состояние психологического стресса: ограничение по времени, сложно выполнимые задания, глобальность тех проблем, которые обсуждались в нереальные сроки, ограниченность информации и т.д. Сам принцип конкурса подразумевал, что мы должны находиться и чувствовать себя в экстремальной обстановке, которая не благоприятствует раскрытию всего потенциала с точки зрения знаний, зато благоприятствует раскрытию себя как личности, человека, который может владеть собой и управлять ситуацией, в которой находится.
            В этой связи федеральные инспекторы оказались в более затруднительном положении, чем другие. Потому что для рядового участника конкурса — это возможность прийти ниоткуда, проявить себя, и, в случае успеха, всем доказать, что они сильные, яркие, имеют ряд положительных качеств. Федеральный инспектор уже занимает какое-то положение, которым рискует. Руководство видит: какой он есть на самом деле, как он изменился, как он вырос за прошедший год после назначения, как он смотрится на фоне других конкурсантов.
             — Представьте, что вы на эту должность пришли не как преуспевающий предприниматель, а неугодный местной администрации журналист, которого публично грозились расстрелять, которому уже определили место за решеткой. Сейчас этот человек или эти люди пришли к вам с раскрытыми объятьями. Ваши действия.
            — У меня в Марий Эл такая ситуация была: личная не очень хорошая приязнь к человеку, который стал вдруг чиновником, победил на каких-то выборах. Он оказался в той ситуации, о которой вы меня спрашиваете. Я не могу сказать, что мы обожали друг друга. Вся пикантность ситуации заключалась в том, что я замещал главного федерального инспектора, и был вынужден по протоколу присутствовать на инаугурации этого чиновника. И в данной ситуации и он, и я вели себя не как личности, а как люди, чиновники, облеченные властью, полномочиями и обязанностями. И были вынуждены внести коррективы в свои личностные восприятия друг друга.
             — Вы предугадали мой следующий вопрос: вас пригласили на юбилейное застолье этого человека, вашего недруга, и предложили произнести тост за здравие. Какие бы слова вы сказали?
            — Ну, естественно, я не стал бы говорить неправду. У меня есть такое хорошее правило: когда я говорю женщине комплимент, всегда говорю то, что мне хочется сказать, то, что я вижу, и то искреннее чувство, которое у меня при этом возникает. Неискренние слова всегда звучат фальшиво, и собеседник всегда это чувствует, тем более женщина. То же самое можно сказать про все остальные случаи. Говорить неправду только из-за того, что это необходимо, не стоит. Другой вопрос, когда просто для своего недруга можно найти слова не обидные, а приятные для него, можно сказать очень корректно о своих пожеланиях, о своем уважении к человеку, который имеет другую точку зрения, другую позицию, достойные уважения. То есть тост — это один из способов коммуникации, обмена информацией, чувствами. И думаю, что тосты или поздравления формально нужно использовать для того, чтобы попытаться найти общие точки соприкосновения, для того, чтобы найти неконфликтные узлы, моменты, по которым можно и нужно сближаться.
             — Главный федеральный инспектор — это своего рода арбитр между различными уровнями власти вверенного ему региона. Допустим, вы натолкнулись на такую проблему: застарелый конфликт между главой субъекта Федерации и мэра областного центра отражается на межбюджетных и прочих отношениях, мешает нормально работать. У вас есть рецепт излечения такой болезни? Кстати, как вам работалось в Марий Эл?
            — Естественно, сталкивался с проблемой конфликта личностных интересов. При этом у меня была задача: не встав ни на ту, ни на другую сторону, просто максимально способствовать, чтобы не страдало дело, не страдали другие. Мы, федеральные инспектора, присутствуем в регионе для того, чтобы обеспечить соблюдение федеральных законов, гарантирующих права и свободы граждан. Если в результате конфликта между "первыми лицами" эти свободы ущемляются, то, естественно, моя задача сделать так, чтобы был сделан анализ: кто именно права эти ущемляет, за счет чего, почему, и сделать так, чтобы этого не было. При этом я предполагаю, что будет взаимодействие с этими участниками конфликта.
             — Представьте себе, что вы как главный федеральный инспектор доложили "наверх", что в Кировской области все местные законодательные и нормативные акты приведены в соответствие с федеральными, и получили некое поощрение за расторопность. Но вдруг к вам приходят местные правозащитники и сообщают, что жестоко нарушаются права уважаемых ветеранов войны и труда, их за шиворот выбрасывают из арендного общественного транспорта. И все это делают по постановлению местной администрации, которая действует более четырех лет. То есть вы проглядели явное несоответствие, которое создает социальную напряженность в регионе. Ваши коллеги конкурсанты предложили организовать по этому поводу… круглый стол.
            — Если такая ошибка произойдет, то моя задача эту ошибку исправить как можно быстрее, выявить, почему это было упущено. То есть снова запускать алгоритм: экспертиза юридическая, запускается механизм приведения в соответствие — добровольное или принудительное.
            И какие могут быть круглые столы, когда есть четкий юридический механизм действий всех субъектов права в случае выявления таких актов. То есть этот механизм уже отработан. Не думаю, что он отличается в одном субъекте федерации от другого.
             — Что означает ваша фамилия, как вы ее понимаете?
            — В середине 80-х на передаче "Что? Где? Когда?" задали вопрос: "Что означает украинская фамилия Пугач?". Они ответили на этот вопрос абсолютно правильно: в переводе с украинского это означает что-то вроде филина, дословно: "ночная птица".
            В разные возрасты я по-разному относился к своей фамилии. В школьные годы иногда она меня немножко смущала. Потом я стал ей гордиться, потому что я достойно нес фамилию своих предков, хорошо учился в школе и институте, служил в армии, работал. И мне, на мой взгляд, нечего стыдиться своих предков. Согласен, что она у человека, который первый раз ее слышит, вызывает ассоциации со словом "пугать", "Пугачев", "Алла Пугачева". Если меня будут с ней ассоциировать — это очень хорошо. По этому поводу во времена жесткой политической (и не только политической) борьбы в республике Марий Эл журналисты несколько раз проехались по этой теме. Например, там была серия публикаций про президента Кислицына, где контекстом все время звучало "бандиты", "пахан бандитский". До того, как я появился в Марий Эл, и во время моей работы там писали примерно так: "В страну не пуганых бандитов приехал Пугач", но меня это не обидело. Если испугается тот, кто попадает под категорию бандитов, кому стоит испугаться, я этому рад, пусть он боится. Бандит должен сидеть в тюрьме. Если при этом он будет испытывать дискомфорт, когда он еще не в тюрьме, я думаю, что его легче будет победить. Бывший Президент Марий Эл во время пресс-конференции как-то заявил, что его только пуля остановит. В одной из местных газет выходит статья под заголовком: "Только Пу… его остановит". При этом автор делал намеки то ли на Путина, то ли на федерального инспектора Пугача, который проводит мероприятия по обеспечению законности проведения выборов республики Марий Эл.
             — Благодарю за интервью.
            — Я думал, что вопросы будут более трудные, более каверзные…
             — Надеюсь, это не последняя наша встреча.
            — То есть вы подождете, когда я поработаю, наделаю ошибок…
             — Время покажет.

Беседовал Фархад Гулямов
Написать письмо автору