Фархад Гулямов

Библиотека неопубликованного

Библиотека неопубликованных произведений — Дебют

Главная страница   Список публикаций

Не опубликованное в СМИ

"Федеральный вестник в Кировской области, декабрь 2004 г.

От противостояния к компромиссу

            Можно ли сделать так, чтобы вопрос о прозрачности бюджетов перестал быть предметом политических спекуляций? Было бы слишком наивно дать однозначно утвердительный ответ - даже новый законодательно-управленческий механизм прозрачного исполнения бюджетов всех уровней через федеральное казначейство стал предметом таких спекуляций. В 2000-2003 годах (в Кировской области - только в 2004) многие регионы создали собственные казначейские органы на базе финансовых органов. И пошла писать губерния о том, что лучше свои, а не федеральные, казначейства, которые, де, только могут давать ясную, без размытостей, картину расходования бюджетных денег. Так ли это? Попробуем разобраться.

Почему регионы часто не согласны с единой системой федерального казначейства?

            ЕЁ ВАЖНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ, который сейчас прописан в Бюджетном Кодексе, является статья 215 "прим", которая определяет, что кассовое исполнение бюджетов всех уровней осуществляется исключительно через счета Центрального банка. Несмотря на длительные дебаты на различных уровнях и упорное сопротивление регионов, эта поправка к Бюджетному Кодексу принята. Главное федеральное казначейство видит исключительную важность этого положения, поскольку при наличии единого счета в Центральном Банке любые проводки оставляют следы для последующего аудита, а непрозрачность бюджетных расходов, таким образом, сводится фактически к нулю. При этом принцип единого счета сохраняется. Таким образом, принятие статьи 215 "прим" Бюджетного Кодекса в определенном смысле разрушает монополию регионов и банков на достоверность, представляемой в федеральный центр бюджетной информации. По-видимому, это та причина, почему регионы часто не согласны с единой системой федерального казначейства.
            Согласно данной статье, федеральное казначейство только обслуживает счета, а исполняют бюджет Правительство, министерства и ведомства, каждое на своем уровне
            В программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 15.08.2001 года за № 584, говорится: "К 2005 году должен быть в основном завершен переход региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов. Кассовое обслуживание бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не перешедших на казначейское исполнение в соответствии с федеральными стандартами, а также бюджетов высокодотационных регионов, регионов, находящихся в финансовом кризисе или в режиме внешнего финансового управления, будет осуществляться территориальными органами федерального казначейства".
            В 2000-2003 годах многие регионы создали собственные казначейские органы на базе финансовых органов. В период внедрения казначейских систем исполнения бюджетов в субъектах Российской Федерации были проведены большие организационные мероприятия. В результате чего были затрачены значительные средства того же бюджета субъекта. Надо сказать, что большинство регионов, создавших муниципальные казначейства на базе финорганов, не являются дотационными.
            Принятие же статьи 215-1 делает бессмысленной усилия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по созданию собственных казначейств, которые вложили значительные финансовые, материальные, интеллектуальные и организационно-кадровые ресурсы для реформирования государственных и муниципальных финансов.

Кассовое обслуживание

            ВОПРОС кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на протяжении последних нескольких лет регулярно поднимается в дискуссиях, на совещаниях, в средствах массовой информации. Это означает, что тема очень актуальна и в некоторых регионах стоит достаточно остро, в т.ч. и в Кировской области.
            В силу особой важности вопроса, Минфином России на протяжении последних нескольких лет на всех межрегиональных совещаниях с участием представителей региональных администраций, региональных и местных финансовых органов ведется постоянная разъяснительная работа, объясняются основные принципы и механизмы кассового обслуживания.
            Вопреки утверждениям отдельных противников самой идеи воссоздания федерального казначейства в России, осуществление кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов органами федерального казначейства не противоречит ни одной из норм Конституции РФ, не противоречит Бюджетному Кодексу РФ и никаким иным ключевым положениям российского законодательства.
            При рассмотрении данного вопроса необходимо понять несколько принципиально важных моментов.
            Во-первых, что понимается под кассовым обслуживанием? Под кассовым обслуживанием понимается осуществление и учет территориальными органами федерального казначейства кассовых операций по доходам и расходам соответствующих бюджетов и источникам финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
            Во-вторых, необходимо понять, какова правовая основа, которой руководствуется Минфин России при осуществлении кассового обслуживания региональных и местных бюджетов органами федерального казначейства.
            В соответствии с Конституцией РФ, к ведению Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в области экономического развития Федерации, а также финансовое, валютное и кредитное регулирование.
            Согласно ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
            В рамках реализации отдельных положений Конституции был принят Бюджетный Кодекс РФ. Соответственно, статьей 7 Кодекса к ведению Федерации отнесено установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, определение основ формирования доходов и осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
            В рамках этих полномочий Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации", в соответствии с которым, в частности, Кодекс дополняется новой статьей 215-1, в которой предусматривается, что:
            - органами, обеспечивающими исполнение бюджета соответствующего уровня бюджета, являются Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации;
            - органами, организующими исполнение бюджета, являются соответствующие финансовые органы;
            - органом, осуществляющим кассовое обслуживание бюджетов, является федеральное казначейство.
            Поговорим в деталях.
            Какие преимущества дает перевод бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы федерального казначейства?
            В ЭТОЙ СВЯЗИ следует обратить внимание, что реализация принципа единства бюджетной системы в процессе исполнения бюджетов всех уровней возможна только через единую организационно-технологическую систему расчетно-кассового обслуживания бюджетной системы России. При этом функция расчетно-кассового обслуживания бюджетной системы РФ должна обеспечиваться правительством.
            Перевод бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы федерального казначейства имеет следующие очевидные преимущества:
             - использование единой организационно-технологической системы кассового обслуживания исполнения бюджетов Федерации;
            - внедрение единой методологии, технологии и механизмов по кассовому исполнению бюджетов на всей территории Российской Федерации;
            - использование единой для всех бюджетов методологии взаимодействия с платежной системой Банка России (платежные документы, электронное взаимодействие);
            - повышение достоверности и своевременности отчетности о кассовом исполнении бюджетов;
            - при отсутствии на территории субъекта Федерации или муниципального образования учреждений Банка России органы федерального казначейства могут обеспечить осуществление кассовых операций через свои счета, открытые в учреждениях Банка России;
            - создание более удобных условий для налогоплательщиков по перечислению любых налогов или сборов только на один счет;
            - уменьшение конфликтного поля между бюджетами, возникающего из-за случайной или умышленной ошибки налогоплательщика при перечислении налогов и сборов на счета бюджетов не по их принадлежности;
            - четкое соблюдение нормативов распределения регулирующих доходов, в т.ч. федеральных, региональных и местных налогов и сборов;
            - возможность получения полной информации о доходах, поступивших на всей территории субъекта Федерации во все уровни бюджетов;
            - сокращение затрат на внедрение и техническую поддержку кассового обслуживания исполнения бюджетов, которое обусловлено тем, что органы федерального казначейства обслуживают региональные и местные бюджеты на безвозмездной основе;
            - обеспечение соблюдения принципа "единства кассы";
            - наличие действующей организационной структуры, обеспечения бюджетов.
            Таким образом, внедрение кассового обслуживания исполнения бюджетов РФ федеральным казначейством предоставляет, по сути дела, очень действенные инструменты субъектам Федерации для эффективного управления средствами бюджетов при минимизации затрат государства, особенно в части использования преимуществ единого казначейского счета.

Что такое казначейское исполнение бюджетов?

            ПО ИТОГАМ анализа, проведенного Минфином России, возникает впечатление, что существует недопонимание (а порой и простое нежелание понять), что такое казначейское исполнение бюджетов. Основным признаком казначейского исполнения бюджета является наличие единого счета соответствующего бюджета, открытого в Банке России. На этом едином счете должны учитываться все операции по кассовому исполнению данного бюджета.
            Необходимо еще раз отметить, что органы федерального казначейства, никоим образом не вмешиваясь в полномочия регионов и муниципалитетов в части исполнения соответствующих бюджетов, являются кассирами бюджетов. По аналогии с кассовым обслуживанием исполнения федерального бюджета. С той лишь разницей, что при обслуживании федерального бюджета на федеральное казначейство Правительство РФ и Минфин России возложили ряд специальных функций: текущий и предварительный контроль, учет обязательств, бухгалтерский учет исполнения бюджета и т.п.
            На сегодняшний день органы федерального казначейства обеспечивают финансовые органы всей, информацией, предусмотренной в нормативных правовых актах РФ. Это и сведения о доходах, мобилизованных на территории региона (причем в разрезе муниципальных образований), сводные данные о кассовых расходах в разрезе бюджетополучателей с необходимой финансовым органам периодичностью, с накопленными оборотами за месяц и нарастающим итогом с начала года в разрезе кодов бюджетной классификации.
            Нужно иметь в виду, что распределение регулирующих доходов от федеральных налогов и сборов между местными бюджетами без участия органов федерального казначейства выполнять невозможно, так как коды ОКАТО присутствуют только в платежном документе налогоплательщика, который передается налоговым органам.
            Только такой порядок соответствует всем основным принципам казначейского исполнения бюджета - (в 2004 г. необходимость этого установлена статьей 60 Закона о федеральном бюджете), когда субъект Федерации или орган местного самоуправления осуществил в полном объеме перевод исполнения своего бюджета через органы федерального казначейства. В противном случае нарушается один из ключевых принципов - принцип единства кассы. Это связано с тем, что последующий контроль является неэффективным, а текущий контроль, осуществляемый органами федерального казначейства, хорошо зарекомендовал себя, и законодатель год от года все более расширяет состав и перечень расходов, подлежащих этому контролю. Хотя, конечно, с позиции федерального казначейства, это очень сложная и трудоемкая процедура.
            Нельзя не отметить, что существующий на сегодняшний день механизм кассового обслуживания является единственно возможным для тех субъектов Федерации, которые лишены достаточных собственных доходов на организацию собственных казначейств (высоко дотационные регионы, определенные в Приложении 37 Закона о федеральном бюджете на 2004 г.). В этом случае федеральное казначейство предлагает данным регионам бесплатную и очень качественную со всех точек зрения для них услугу.

Региональные (муниципальные) казначейства как имитаторы движения

            НО СЕГОДНЯ нельзя не учитывать, что в отдельных субъектах Федерации в настоящее время созданы региональные (муниципальные) казначейства. В связи с этим Минфином России рассматривается возможность различных вариантов подхода к взаимодействию органов федерального казначейства и участников бюджетного процесса в ходе кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов. Альтернативные варианты, рассматриваемые на сегодняшний день Минфином России, зависят, в том числе от того, как в субъекте Федерации реализованы технологии казначейского исполнения бюджета. В некоторых регионах создан единый счет посредством одного счета в банке, открытого финансовому органу. Эти регионы используют систему регионального казначейства как информационную систему, которая учитывает обязательства бюджетополучателей, лимиты бюджетных обязательств, контролирует сдерживание расходов в лимитах бюджетных обязательств, то есть по своей сути как систему, которая обеспечивает адекватное исполнение бюджета соответствующего уровня. При этом региональное казначейство данный платежный документ направляет в банк к единому счету бюджета.
            Этот принцип действительно хорош и в некоторых регионах уже реализован, но нельзя не отметить, что для субъектов Федерации он чрезвычайно затратный. Ведь для этого регионам нужно содержать действительно параллельную федеральному казначейству систему, в которой фактически отсутствует движение денежных средств, а осуществляется только отражение всех операций в учетных регистрах, включая санкционирование и осуществление платежа.
            Таким образом, региональное или муниципальное казначейство - это не что иное - в части кассового обслуживания - как централизованная бухгалтерия, которая ведет учет операций по осуществлению кассовых операций (если не принимать во внимание бухгалтерский учет активов и обязательств).
            При этом нужно учитывать, что в каждом районе, где есть получатели средств бюджета субъекта Федерации, необходимо иметь какое-то подразделение регионального казначейства, что также требует затрат и неоправданно с точки зрения эффективности использования бюджетных средств.
            На сегодняшний день Минфин России готов рассматривать (и уже рассматривает) различные варианты кассового обслуживания региональных и местных бюджетов органами федерального казначейства. Оно включает, помимо обязательного учета всех кассовых операций по показателям бюджетной классификации, осуществление федеральным казначейством дополнительных функций, которые поручит субъект Федерации или муниципальное образование. Набор этих функций может быть ограничен только техническими и кадровыми возможностями органов федерального казначейства. Это могут быть и отдельные контрольные функции, и учет бюджетных обязательств, и доведение через информационную систему федерального казначейства до распорядителей и получателей средств соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, а также иные функции - все, что субъект Федерации сочтет действительно необходимым для исполнения своего бюджета.
            В текущем году переход на кассовое обслуживание в органы федерального казначейства исполнения бюджетов невысоко дотационных субъектов Федерации, в соответствии федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", будет осуществляться по мере завершения органами власти субъектов Федерации необходимых организационно-технических мероприятий.
            Что касается противников данного подхода и самой идеи казначейства, то единственное, что можно порекомендовать - направить свои титанические усилия не на бессмысленное отрицание очевидных вещей, а на достижение действительно конструктивного взаимодействия с федеральным казначейством. В том числе и на разработку вариантов взаимодействия региональных и муниципальных финансовых органов и органов федерального казначейства в процессе кассового обслуживания региональных и местных бюджетов. Только тогда мы совместными усилиями сможем добиться создания в стране действительно эффективно и четко функционирующей бюджетной системы.

Фархад ГУЛЯМОВ, журналист

Комментарий главного федерального инспектора В.Н. Пугача:

            В СТАТЬЕ правильно отражена суть происходящих процессов по реформе системы обслуживания бюджетов всех уровней. Но ни о каком противостоянии, тем более поиске компромисса в несуществующем противостоянии, речь не идет. Речь идет об экономической целесообразности и оправданности сделанного правительством области шага по созданию собственного казначейства, о приведении своей деятельности в соответствие с федеральным законодательством - в данном случае Бюджетным Кодексом.
            Принцип единого счета, который использует федеральное казначейство, как сказано в статье, обеспечивает максимальную прозрачность использования бюджетных денег. Нарушение этого принципа может говорить лишь о попытке субъекта Федерации получить собственную монополию на прозрачность. Счета областного и местных бюджетов для отражения финансовой помощи из федерального бюджета в органах федерального казначейства закрытию не подлежат, так как должны использоваться аналогично федеральным средствам по Федеральному закону о бюджете на соответствующий год (в соответствие со ст. 60 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 г.").
            Федеральное казначейство обслуживает исполнение бюджета, то есть проводит и учитывает операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. При этом никакого ограничения самостоятельности бюджетов не происходит, поскольку право санкционирования расходов принадлежит исполнительным органам области или муниципального образования. Федеральное казначейство не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность бюджета. То есть оно для них - лишь кассир. Кассир со своей (финансируемой из федерального центра) четко отлаженной в течение 11 лет системой обслуживания бюджета: квалифицированными кадрами, информационно-вычислительным комплексом, системой оперативного обмена и защиты информации и т.д. Региональному казначейству все это надо наработать. А его финансирование должно осуществляться из дефицитного областного бюджета. Только за два с небольшим месяца (с 1 октября 2004 г.) существования на оснащение новой службы мебелью и оргтехникой затрачено более 2 млн. рублей. Нетрудно посчитать на какие, более насущные, цели можно было бы расходовать эти деньги…
            Так что стоит ли правительству области дублировать работу федерального казначейства, тратить сегодня лишние деньги на создание службы, которая через год, на основании Бюджетного Кодекса Российской Федерации, полномочия по кассовому обслуживанию бюджета должна передать федеральному же казначейству?

Продолжение темы >>>>


"Федеральный вестник в Кировской области, декабрь 2004 г.

Вернется ли к нам Демидов?

            Споры о том, что продавать ли лесные угодья России в частную собственность и передавать ли их в долгосрочную аренду "частникам", разгорелись после появления первых вариантов проекта нового Лесного кодекса. Противников, естественно, намного больше, чем сторонников.

            КОГДА речь идет о продаже в частную собственность, я тоже полагаю, что мы, россияне с обеих сторон "баррикады", еще не скоро будем готовы к этому: мы все запрограммированы на "общенародную" ("не чью") собственность. Понимаем ли мы вообще что такое государственная и что такое частная собственность? Я имею в виду не теоретические описания этих понятий. Увы. Спасает ли наши леса от варварского обращения принадлежность к государственной собственности? Тоже "увы"…
            …В конце 70-х - начале 80-х автор этих строк валил лес на Северном Урале. Как-то я заплутал и вышел на бескрайное кладбище некогда буйного леса: тут и там торчали редкие чахлые березки, под ногами, под плотным настилом беспорядочно поваленных деревьев, обросших мхом и травой, хлюпала болотная жижа. Мрачную "идиллию" нарушали чудом сохранившиеся кое где плотные каре 90-100-летних красавиц сосен. Потом мне старожилы объяснили, что это (сосновые каре) "демидовские делянки". "Кладбище" валили уже в советские пятидесятые-шестидесятые. Гнали план, но не смогли вывезти. А у богатого дореволюционного промышленника, мол, была своя технология рубки леса: рубили его подчистую, стометровыми квадратными делянками, засаживая очищенные делянки саженцами сосны… Этим примером я не хочу идеализировать знаменитого Демидова: я лишь вспомнил шоковое состояние идейно подкованного комсомольца, который непоколебимо верил, что мы, советские, хозяева жизни, что мы - лучше всех, тем более какого то допотопного купчишки…
            ДОЛГОСРОЧНАЯ аренда, смею напомнить ее противникам, у нас уже есть: по действующему Лесному кодексу от 97-го года лесные участки государство может сдавать в аренду от одного до сорока девяти лет! Арендные отношения в лесопользовании в Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кировской области начали внедряться с 1995 г. Тогда установленный ежегодный размер пользования на участках, переданных в аренду для заготовки древесины, составлял 11% от общей расчетной лесосеки (1433 тыс. куб. м), а в 2002 году достиг 40% (5428 тыс. куб. м). В общем объеме фактической заготовки древесины объем заготовки на арендованных участках увеличился с 32% в 1996 г. до 56% в 2003 г. (соответственно, 1560 тыс. куб. м и 3006 тыс. куб. м); в сравнении с 2002 годом уменьшился на 7% (на 130 тыс. куб. м).
            У нас в Кировской области традиционно лесные участки передаются в основном в краткосрочную аренду - на 5-10 лет. Средняя арендная плата за 1 куб. м в 2003 году составила 23,6 руб., в том числе по минимальным ставкам - 18,1 руб.
            По действующему сегодня Лесному кодексу лесные участки в аренду передаются на основании конкурса, где, в отличие от аукциона, побеждают не мешки с деньгами, а условия аренды, потенциал претендента вести полноценную лесохозяйственную деятельность. На аукционы сейчас выставляется только лес на корню, а не права владения или аренды. Но, тем не менее, сейчас у арендаторов, пусть даже по долгосрочному договору, полной заинтересованности заниматься лесовосстановительными, противопожарными и прочими работами нет. Действует схема компенсационных выплат арендаторам за выполнение вышеназванных работ, особого доверия к которой и стремления работать по которой у арендаторов нет: ведь могут возместить, а могут и нет, или дать меньше, чем ты затратил.
            СТОРОННИКИ обновления Лесного кодекса, (в частности, проект от Минэкономразвития) хотят вдвое увеличить этот срок, справедливо полагая, что если смысл передачи лесных участков в долгосрочную аренду - это стимулирование арендатора заниматься воспроизводством леса, то он или его наследники имеют право пожинать плоды своих трудов и собрать хотя бы второй "урожай". Противников, на мой взгляд, возмущает не сам факт передачи в долгосрочную аренду, а то, как это будет делаться. В проекте Минэкономразвития, например, лесные участки в аренду могут передаваться не через конкурс, а аукцион, где побеждает не тот, кто докажет, что может не только вырубать лес, но и вести полноценную лесохозяйственную деятельность, а тот, у кого денег не меряно.
            С другой стороны, как считает заместитель начальника отдела организации лесопользования, учета лесного фонда и лесовосстановления Федерального агентства лесного хозяйства по Кировской области А.С. Баранцев, существующие проекты, в случае их превращения в законодательный акт, не защитят лес от недобросовестных пользователей. В 2003 году было расторгнуто 57 договоров аренды участков лесного фонда для заготовки древесины на общей площади 688,1 тыс. га с установленным ежегодным объемом пользования 1 666,0 тыс. куб. м.
            Недоимка за пользование лесным фондом на 01.01.2004 г. составила 31,2 млн. руб., в том числе в федеральный бюджет - 8 млн. руб., в консолидированный бюджет области - 23,2 млн. руб. По основаниям пользования арендаторы имеют 25,1 млн. руб. недоимки, а лесопользователи, получившие в пользование участки лесного фонда на основании решений органов исполнительной власти, - 6,1 млн. руб.
            За не внесение платежей было расторгнуто 11 договоров аренды на общей площади 66,1 тыс. га с установленным ежегодным отпуском древесины на корню 364,1 тыс. куб. м.
            В 2005 году работа по анализу выполнения условий договоров аренды будет продолжена. Подготовлен перечень лесопользователей, имеющих недоимку по платежам за пользование лесным фондом, с которыми проводится работа по погашению задолженности по арендной плате, а также по приостановке и прекращению права пользования участками лесного фонда.
            ХОРОШО, допустим, предприятие-претендент доказало свое право на долгосрочную аренду, но кто гарантирует, что это не начало бесконечной цепочки банкротств, смены собственников, когда каждый будет только успевать откусывать жирные куски (вырубать лес), а лесовосстановлением заниматься будет некому? Анатолий Степанович считает, что законодательно должна быть закреплена система жестких и существенных штрафных санкций, компенсационных выплат. И в то же время должны быть расширены права и полномочия государственных лесхозов, а не урезаться, как предлагают авторы новых проектов Лесного кодекса. Хотя, чтобы после нас остались хотя бы "демидовские каре", одних новых законов мало: мы должны внутренне перерасти самих себя, слово "Отечество" писать с заглавной буквы не только на бумаге.

Фархад ГУЛЯМОВ, журналист


"Федеральный вестник в Кировской области, декабрь 2004 г.

Даже госскрепки - через торги

            Более семи лет назад, 8 апреля 1997 года, "в целях обеспечения эффективного расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации, а также пресечения злоупотреблений государственных служащих своим служебным положением при организации закупок продукции для государственных нужд и впредь до принятия федерального закона об организации торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд" был принят специальный Указ Президента России.

            Долгие годы указ "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" соблюдался чисто формально. Торги (как правило закрытые) проводило каждое госучреждение (читай: каждый заказчик) по собственному усмотрению и "антикоррупционное" действие указа зависело от добропорядочности отдельно взятого чиновника.
            В соответствие с данным указом заказы на закупку товаров, работ и услуг (далее - продукция) для государственных нужд должны размещаться на торгах (конкурсах), "если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации". Только пару лет назад субъекты Федерации начали создавать специализированные государственные службы-организаторы таких торгов, проводить их не кулуарно, а открыто. Эта волна докатилась и до нас - правительство Кировской области 24 августа 2004 г. приняло постановление № 13/199 "Об образовании службы по организации проведения конкурсов и аукционов Кировской области".
            Служба является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, открытые в установленном порядке счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также соответствующие печати, штампы, бланки с наименованием "Служба по организации проведения конкурсов и аукционов Кировской области". Ее начальником назначен А.Н. Сорокин, бывший заместитель гендиректора обувной фабрики "Темп".
            Как сказал Анатолий Николаевич, в службе работают высококвалифицированные специалисты, которые, к тому же, прошли дополнительное обучение по программе организации торгов (конкурсов). Механизм распределения госзаказов через торги таков.
            1. Выходит постановление правительства Кировской области о госзаказе, где подробно расписаны содержание и объем, конкретные заказчики конкретных товаров, работ и услуг (коротко - продукции) от государства.
            2. Каждый заказчик заключает со Службой договор-поручение на организацию закупок
            3. Служба организует торги (оповещение через прессу, разработка и выдача конкурсной (при необходимости и квалификационной) документации, назначение конкурсной комиссии, проведение конкурса, объявление итогов.
            4. Заключение государственного контракта по рекомендации Службы.
            5. Выполнение условий контракта.
            Выполняя третий этап, Служба проводит полную проверку претендентов на состоятельность выполнять данный госзаказ, для чего может привлечь экспертов и со стороны.
            Конечная цель службы - создание и развитие на территории области единой системы (в том числе и электронной - первые электронные торги в онлайновом режиме пройдут где-то в начале следующего года) закупок продукции для государственных нужд области и осуществления контроля выполнения государственных контрактов (договоров поставки) на ее поставку..
            Как показывает практика, сложившаяся в других регионах России, в частности, в Татарии, распределение заказов на закупку продукции на государственные нужды через торги (конкурсы) экономит до 67% бюджетных денег! Т.е. государство получает товары, работы и услуги на столько дешевле. Уже первые торги в Кирове на поставку компьютерной техники для госучреждений по программе "Электронная Россия" помогли снизить стоимость заказа на треть!
            Следующие торги, которые помогут отобрать страховые организации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Кировской области за счет средств областного бюджета состоятся 27 декабря 2004 г.
            Адрес Службы по организации проведения конкурсов и аукционов Кировской области: 610019, г. Киров, ул. К. Либкнехта, 69, телефон (8332) 32-25-46.

Фархад ГУЛЯМОВ, журналист

Написать письмо автору