Евгений Ворончихин

Речные крокодилы

Домой Приключения и фантастика

Как-то в сентябре, лет десять назад, мы с приятелем решили съездить на Вятку в район Мальково, где однажды уже побывали. В начале лета рыбалка в тех местах оставила нам много радостных воспоминаний. Что ждёт нас там же осенью - мы не знали, но предполагали половить окуней в глубоком Сильдугском заливе. Перебирали-перебирали снасти... Несмотря на все ухищрения, вес рюкзаков всё равно получился довольно внушительным. До места рыбалки добирались так: электричкой до Котельнича, затем - автобусом до Советска и дальше пассажирским теплоходом. Хотя в то время это был самый быстрый и экономичный путь, мы попали в Мальково только к вечеру.
            Выгрузившись из тесной "Зари", огляделись. Оказалось, что на пустынном берегу мы не одни. За нами с интересом наблюдали сидевшие на поваленной берёзе мужики.
            - Ну, и где тут у вас водятся крокодилы? - в шутку спросили мы их после обмена приветствиями.
            - А вон в том заливчике, - нисколько не смущаясь шутливости заданного вопроса вполне серьёзно ответил один из них, ткнув пальцем вверх по реке.
            - Дались вам эти щуки! Лучше вон там попробуйте, аккурат повыше того бакена на червя всяка мелочь берёт, на уху запросто надёргаете, - посоветовал другой, выбирая из предложенной пачки "Примы" сигарету.
            - В залив не суйтесь. Там такие громадины водятся - утопят! Сети рвут, словно они из гнилья связаны. Мы туда сами уж давно не лазим. Бесполезно. Поставишь вечером, а утром смотришь, сетка вся в дырах, словно торпеда какая взад-вперёд ходила.
            - Ага! Завелись здесь щукари какие-то, во какие дырищи оставляют, - добавил другой и широко развёл руками.
            На том и расстались. Они пошли по своим пастушьим делам, а мы начали перетаскивать свой скарб наверх, к одному из уцелевших домов уже полностью заброшенной в ту пору деревни. Обустраиваться было некогда. Бросили рюкзаки, быстренько перекусили, и на реку...
            Пастухи не обманули. По всему перекату активно брала рыба - мы всё-таки успели захватить вечерний клёв. Ловили на спиннинговые донки с тяжёлым грузом вместо блесны и двумя поводками с крючками. Насадка - большой земляной червяк. Поначалу каждый поставил по нескольку спиннингов, но из-за частых поклёвок пришлось их смотать, оставив по две снасти. Ловилась не только мелочь, но и вполне приличных размеров рыба. Дело осложнялось частыми зацепами за каменистое дно и обрывами поводков. Прикинув, что рыбы достаточно, вполне довольные проведённой разведкой, мы вернулись к оставленным вещам - надо было устраиваться более капитально.
            Задолго до восхода солнца мы были снова на берегу. Николай на надувной лодке отправился проведать окуней в затоне, а я остался там, где промышляли накануне вечером. Часов до 10 рыба брала активно, а потом клёв стал стихать, стало скучновато. Постепенно перемещаясь, я вышел к широкому устью залива и внезапно увидел его надувную лодку, двигавшуюся странными рывками.
            - Как успехи? - крикнул я ему.
            - Как видишь, запрягаю и езжу! - ответил он мне.
            Оказалось, что у него клёв не стихает. Поначалу на отвесную блёсенку и мормышку "шёл" некрупный окунёк, изредка попадались небольшие щучки и судачки. Примерно в то же время, что и у меня, в затоне наступила "тишина". Тогда он решил попробовать снасточку, и не ошибся. На неё ему удалось вытащить несколько хороших щук. Самое удивительное было в том, что они попадались по возрастающей: килограмм, два, три, четыре... Ещё больше было сходов. Щуки цеплялись слабо, подсекались не всегда, но успевали изрядно потаскать лодку с рыбаком по заливу. Ту, что схватила снасть при мне, ему удалось подтащить к берегу и уже с бечевника продолжать с ней бороться. Несколько раз он подводил её к отмели, но она рывком разворачивалась и снова уходила в глубину. Когда снова она оказалась на отмели, я схватил подсачек и успел подставить на пути в реку - рыбина влетела в него. Осталось только волоком вытащить "зверюгу" на берег. На взгляд в ней было около семи килограмм. Посадили её на кукан и оставили в воде, отдышались...
            - У меня на закидушках уже давно тишина. Дай-ка мне свободный спинниг, покидаю блесну - всё повеселее будет, хоть какое-то занятие!
            И пока приятель снова усаживался и отплывал на "путину", я занимался оснасткой спиннинга. Решил использовать крупную тяжёлую "ложку", не нуждающуюся в дополнительном грузе.
            - Кидай прямо на меня! Здесь чаще всего они хватают! - крикнул Николай, уже успевший зацепить очередную жертву и пытавшийся завести её в подсачек.
            - Так я тебе прямо в лоб блесной попаду!
            - Ерунда, не достанешь!
            Я сделал несколько бросков и ему всё же пришлось отгрести в сторону - блесна ложилась в опасной близости от лодки. Ещё через несколько забросов леска слетела с катушки. До настоящей "бороды" было далеко, но я перестал подматывать и начал приводить снасть в порядок. В это время блесна спокойно опускалась на дно. Подкрутил катушку - леса не идёт, зацепилась за что-то на дне. Потянул посильнее - всё равно не идёт. Сделал резкий рывок и внезапно почувствовал, что не могу поднять удилище спиннинга - его со страшной силой потянуло вниз, в воду.
            - Чёрт возьми, да это не зацеп, а поклёвка!
            Пока я возился, то подматывая, то отпуская леску, Коля выскочил на берег и приготовил подсачек. Однако полная сил рыба не хотела подниматься наверх и с полчаса её никак не удавалось подвести к отмели.
            - Лишь бы крючки не разогнулись! Не порви! Да не тяни ты так! Давай я попробую, - кричал Николай, суетясь с подсачком и не зная, чем помочь.
            - Выдавай, выдавай внатяг! На катушке 100 метров, а дно чистое, в корягах не запутается!
            Я понимал, что у него намного больше опыта, и надо бы передать ему спиннинг, но как же отдать свои удачу? Рыбину всё же удалось утомить и мы увидели её. Внушительных размеров щука рвалась в глубину, уходя с мелководья не напрямую, а под углом и потому никак не удавалось нахлобучить подсачек ей на голову и повторить то, что мы сделали с первым "крокодилом". Ещё несколько раз подводили рыбину, и каждый раз она уходила - всё начиналось сначала. В конце-концов у самого берега в раскрытую зубастую пасть удалось всунуть подсачек. Капкан челюстей захлопнулся намертво, осталось только вытащить щуку на берег. Долго после этого мы не могли прийти в себя. Потом подсчитали трофеи и решили - на сегодня хватит и рыбы, и впечатлений! Загрузили рыбу и снасти в надувную лодку и как бурлаки потащили её вниз по реке.
            Взвесить самый большой трофей мы смогли только дома. Уже разрезанная и выпотрошенная щука потянула на 16 килограмм.
            Снова оказаться в тех местах мне удалось только следующей осенью. Пользуясь сухой погодой мы добрались сюда на легковой машине. Лагерь организовали неподалёку от крайних развалин деревни на живописной поляне на берегу ручья. Быстро поставили палатку, заготовили дров и отправились на реку. На этот раз у каждого из нас была надувная лодка.
            Течение в заливе было слабое, что делало рыбалку достаточно приятной, без лишних усилий. Заплывали повыше и потихоньку сплавлялись до устья. За один проход удавалось вытащить несколько небольших окуней. Иногда попадались мелкие судачки. Щучьих поклёвок практически не было. Ловили на мормышку и отвесную блёсенку, цепляя на крючки червей. Сказать, что клёв был очень хороший, я не берусь...
            Поймав очередного маленького судачка я использовал его как наживку для снасточки и вышел в устье залива на большую глубину. Только начал опускать снасть - резкая поклёвка. Примерно килограммовая щучка сошла у борта лодки. Это было уже интересно! Поправил помятого судачонка на снасточке и продолжал дёргать. Течение постепенно вынесло меня в реку, где уже начиналось сильное течение. Только хотел смотать снасть и перебраться обратно в залив, как страшной силы рывок чуть не вырвал спиннинг из рук. Сделал подсечку, но понял, что быстро с зацепившимся зверем не справиться, начал понемногу выдавать натянутую леску...
            Рыбина тянула и тянула, отобрала почти половину лески с катушки и потащила обратно в залив. Сила буксировки была такая, что от лодки расходились волны. В такой упряжке я влетел в залив, пронёсся мимо удивлённых друзей, поначалу даже не понявших, что происходит, но всё же успевших поднять свои снасти, чтобы моя "лошадка" не запуталась в них. В тупике залива рыба развернулась и "попёрла буром" в реку... А там началось - то к одному берегу, то к другому, то вверх по реке, то вниз. Резиновая одноместка мчалась против течения так, словно на ней стоял мощный мотор! Изумлённая команда идущего сверху буксира даже сбросила ход. Вполне объяснимо их удивление - зрелище необычное: что-то катится с большой скоростью, в ореоле брызг, с расходящимися пенными усами, а что именно - непонятно! А когда разобрались, что происходит, то-ли в шутку, то-ли всеръёз предложили свою помощь.
            - Давай мы тебе буксир дадим! Поможем твою вытащить! У нас и лебёдка есть! - Прокричали они с катера, столпившись на одном борту.
            Я отказался и, как оказалось, совершенно зря. Уже наступали сумерки, было довольно холодно. В болотных сапогах, пуховке и брезентовом плаще я был очень неповоротлив. Опрокинься лодка и окажись я в осенней воде... На всякий случай пришлось освободить ноги от сапог, снять плащ и пуховик - без них в случае чего проще вплавь добираться до берега. Тот, кто оказывался в подобных условиях, знает, насколько это было сложно сделать! Да ещё и рвущегося "крокодила" надо было сдерживать...
            Не известно, сколько ещё времени продолжалась бы подобная буксировка, если бы рыба вдруг не потащила вниз, в сторону переката. А там в это время поднимался буксир, толкая перед собой пару пустых барж, скрепленных бортами. Не куда нибудь, а прямо между ними и нацелилась! Попасть туда - самоубийство! Срочно пришлось выдать рыбине почти всю леску и как можно быстрее выгребать к берегу.
            Более-менее я успокоился только тогда, когда лодка ткнулась в щебенку отмели - уж слишком близко к баржам она меня подтащила. Но успокаиваться было рано - неожиданно увидел, что леска ослабла и провисла. "Умоталась!" - мелькнула радостная мысль. Лихорадочно начал крутить катушку. Конечно, если бы до этого удалось хоть раз увидеть это чудовище - подобное никогда бы не пришло в голову! Всё это время она не выходила к поверхности, а тут вдруг поднялась и, подобно нацеленной торпеде, понеслась прямо на лодку, только буруны по сторонам! Наверное, ей надоело меня возить по реке и она решила окончательно разделаться с бесплатным пассажиром. Впрочем, я видел не всю рыбину, а только двигающееся с большой скоростью нечто тёмное, похожее на бревно. Внезапно она полностью выскочила из воды, сделала "свечку", встала на хвост, раскрыла пасть и в таком положении начала стремительно приближаться. Вот тут-то я и увидел её во всей красе и мощи! Она так трясла головой, что был слышен стук грузила снасти о ее зубы.
            Щука рухнула в реку в нескольких метрах от берега, окатила меня водой, полностью залившей лодку, лихо развернулась на мелководье - только мелкие камешки полетели в разные стороны, и рванула прочь. Леса натянулась так, словно не было до этого утомительной полуторачасовой гонки с грузом на привязи. Никакие ухищрения не помогли...
            Опытные рыбаки говорят, что не рыба рвет снасти, а рыбак, не сумевший с ней справиться. Но совладать с такой махиной, имея леску сечением всего 0,5, было просто невозможно. Её массы хватило, чтобы при падении наполнить водой лодку! Прошлогодняя шестнадцатикилограммовая щука по сравнению с ней была жалкой малявкой! В сумерках, сидя на баллоне лодки, очень трудно оценить подлинные размеры рыбы, но то, что она была около двух метров - несомненно! Ни до того, ни после не приходилось видеть щук такой величины.
            Долго ещё после этого я сидел без движения - не мог не только прийти в себя, но и зажечь спичку. Руки дрожали, спички ломались и никак не удавалось закурить, пока в темноте ко мне не подошли друзья, тащившие за шнуры свои лодки. Они помогли вылить воду и переодеться, но так до конца и не поверили рассказу о случившемся...
            И был новый день, и снова ловилась разная рыба. Но у меня уже не было того азарта - перед глазами стояла несущаяся на меня речная красавица...
            Все мы остались весьма довольны поездкой - было чем отчитаться перед домашними за проведённые дни в чудных местах... А в памяти как яркая вспышка навсегда осталась натянутая леска, треск спиннинговой катушки и мощные рывки - самое яркое впечатление от встречи с могучим обитателем вятских глубин. Его величество Случай предоставил мне возможность побороться с громадной и сильной рыбой. А это уже немало!