Библиотека |
Список публикаций
Фархад Гулямов — Публикации в СМИ:Журнал "Очень кстати", № 1 (6) 2003 г. Я не воевал в Афганистане…Колонка главного редактора15 февраля мы отмечали очередную годовщину со дня вывода советских войск из Афганистана. Каждый из нас помнит тот день, ощущения того дня, по-своему.Я не воевал в Афганистане: как и многие другие, обратное шествие наших танков через Амударьинский мост видел только по телевизору. Я не воевал в Афганистане, но, как и многие другие, встречал в цинковых гробах и провожал в последний путь своих близких и друзей. Я не воевал в Афганистане, но прекрасно помню тот нескончаемо долгий жаркий летний день в почетном карауле у гроба юного солдата, когда друзья-одноклассники отказались грузить в машину его неузнаваемые останки в цинковом ящике, и на своих руках больше семи часов несли до кладбища. А молчаливая скорбная колонна становилась все длиннее и длиннее… Я не воевал в Афганистане, но помню свой не прозвучавший в тот день приказ почетному караулу стрелять не в воздух, а в пьяного военкоматчика, который чуть не превратил трагедию в фарс… Я не воевал в Афганистане, но прекрасно помню чувство той ущербности и неполноценности, когда мой товарищ из штаба полка шепнул, что я не прошёл по анкете и меня исключили из списка. Именно ущербности, а не того, что я чужой в этой стране только потому, что где-то за кордоном у меня обнаружились родственники — тогда Советский Союз был для нас единой Родиной, Отечеством. С большой буквы. Именно ущербности, а не чувства радости и облегчения, потому что тогда подвигом считалось гордо носить военную форму, а не прятаться от неё за бумажками-справочками. Я не воевал в Афганистане, но та война держит меня на прицеле до сих пор: за все годы я впервые встретил человека, который после длительного лечения сбежал с госпиталя. Не домой к мамке, нет, а тайно, через границу, без всяких документов, вернулся в свою воюющую роту. Кто он? Просто переверните страницу. Фархад ГУЛЯМОВ
Журнал "Очень кстати", № 1 (6) 2003 г. РазведчикКаждый год 15 февраля мы отмечаем годовщину со дня вывода советских войск из Афганистана. Каждый из нас помнит тот день, ощущения того дня, по-своему.Много было разговоров о том, что была ли нужна та война? Оправданны ли были тысячи оборванных на чужбине юных жизней? С одной стороны, кощунственно ставить это под сомнение, оскорбляя ПАМЯТЬ об ушедших: мол, напрасны были ваши жертвы, с другой — не менее кощунственно деликатным молчанием создавать защитный купол для тех, кто виновен в этих жертвах. Но сегодня разговор о том, что эта ПАМЯТЬ, заслоненная чеченской войной и чудовищными террористическими акциями, которые пришли в наши дома, и повышением уровня нашей "рыночности", стала несколько притупляться. Боль не излечить болью — она лишь загоняется вглубь. Рано или поздно она проявится неизлечимым гнойным нарывом. Можно ли было представить себе лет двадцать назад, чтобы оскорбляли старого немощного бойца Великой Отечественной войны, срывали с его груди медали, выталкивали в шею из автобуса и троллейбуса: "ПЛАТИ!"? В начале 70-х я был свидетелем и участником одной сцены. В далеком отсюда теперь Самарканде у одного из моих родственников был расстелен щедрый дастархан, и шла неторопливая беседа. На почетном месте сидел незнакомый мне крепкий на вид старик и неторопливо рассуждал о житье-бытье. Приятно было смотреть на его румяное не морщинистое лицо под искусно завязанной белоснежной чалмой. Мы, остальные участники чаепития, годились ему в сыновья и внуки. Как всегда бывало в те годы, разговор неминуемо коснулся темы войны. Не помню как получилось, но старик, в порыве откровенности, начал рассказывать, как в годы войны он ловко отстал от колонны по пути на фронт и всю войну прятался среди баранов и овец. По-моему он не сразу заметил, что почтительное внимание сменилось звенящей тишиной вокруг его плотной фигуры с лоснящимся круглым лицом: не было в комнате ни одного человека, в семье которого бы кто-то не воевал. Через несколько домов за глинобитными стенами сидел мой слепой отец, который даже после незначительных упоминаний о войне не мог уснуть ночью или просыпался в холодном поту от кошмарных снов… Как-то стерлось из памяти, чем кончилось чаепитие, но рана осталась. Потом не раз я слышал разговоры о том, как "косят" от войны на Афганистане, вообще от службы в армии. Сегодня это "модно" и привычно: тот старик сейчас, наверное, печатал бы мемуары и срывал деньгу и почет. На таком фоне дико невероятным показался телефонный рассказ старшины 80-й отдельной разведывательной роты 103-й Ордена Ленина, Ордена Александра Невского II степени гвардейской воздушно-десантной дивизии Николая Владимировича Андрейчука о своем бойце, рядовом Владимире Климове, ныне депутате Государственной Думы: — Вам, журналистам, всегда подавай что-то такое героическое. Можно описывать поведение человека, бойца, в любых тяжелейших условиях, когда рядом товарищи, есть поддержка. А когда 19-летний мальчишка в одиночку принимает ответственнейшее решение? Это не героизм? Ведь иногда бывает, что боец проявляет свои лучшие качества и не в боевой обстановке. Строю как-то роту на развод в палаточном городке. В строй встает заросший, грязный, измождённый солдат. Докладывает: "Рядовой Климов для прохождения дальнейшей службы прибыл". У меня чуть язык не отнялся: как, мы же его три месяца назад отправляли в Союз, в госпиталь! Климов знал, что после выписки из госпиталя ему полагается длительный отпуск, а дослужить его отправят в какую-нибудь воинскую часть внутри Союза. А ему надо было в свою роту, к разведчикам. И он сбежал с пересыльного пункта, чтобы найти способ вернуться в свою часть. Дальше старшина рассказывает, что как настоящий разведчик он несколько дней изучал обстановку, пропускной режим на границе. По словам самого Володи, его поймали и посадили на гауптвахту. Там он попал в одну камеру со старшим лейтенантом, начальником автоколонны, которая прибыла в Термез за боеприпасами, обмундированием и продовольствием. Утром всех голодных задержанных, человек двадцать, вывели во двор и показали на объедки: "Жрите!" Бросились все кроме двоих: это были Климов и тот старший лейтенант. Их это сблизило. Володя уговорил старшого взять его с собой. И начальник колонны включил его в список своей роты. Многие годы спустя Володя Климов скажет: — Я очень хотел в разведку, но мне не верили, боялись, что не выдержу нагрузок: ведь до госпиталя я два с половиной месяца кашеварил: не вставал в строй, не ходил на задания. Как можно возвращаться с этим домой? Пусть даже после госпиталя. И мне дали испытательный срок. Через два месяца я уже ходил на задания наравне со всеми. Больше 60 разведвыходов за службу… *.*.* К этому я могу добавить лишь один штрих. За день до встречи с Климовым я зашёл навестить своего друга, воина-афганца, вертолетчика Юру Уварова. Ему от войны досталось тяжелое "наследство": израненное-изломанное тело, которое не может не ходить нормально, не сидеть, и не лежать. Я у него спросил: — Что за человек Климов? — Он мне и ещё двоим подарил по автомобилю: не какой-нибудь "Запорожец" или мотоколяску, а приличную машину. Другие депутаты могут только обещать в три короба. Дальше выводы делай сам. Во время нашей короткой встречи накануне праздника Климов сказал, что в текущем году еще двое "афганцев" получат по автомобилю. Пока верстался номер, стало известно, что один из них уже получил ключи от машины. Фархад ГУЛЯМОВ
Журнал "Очень кстати", № 1 (6) 2003 г. Тысячелетия верностиКак-то к строящейся в г. Кирове новому храму Армянской Апостольской Церкви подошли двое молодых парней и, увидев работающих там "лиц кавказской национальности", развязно спросили:— Чо, свою мечеть строите, да? А символ Спасителя — Святой Крест над входом в храм не увидели… Православны не только мыК сожалению, здесь, в сердце России, об армянах, народе с древнейшей, во многом трагической, историей и самобытной культурой, знают очень мало. Армянская Апостольская Церковь принадлежит к семье древневосточных… православных церквей, куда входят Эфиопская. Коптская, Сирийская и Индийско-малабарская. Называется Апостольской, будучи основанной апостолами Христа Фаддеем и Варфоломеем. Она примечательна своей незыблемостью и нетронутостью многочисленными реформами, которые пережило европейское христианство. В обрядах Армянской церкви сохранились и живы сегодня черты первохристианских Церквей апостольских времён. И в то же время она не замкнулась в своей древности, открыта веяниям современности, христианскому диалогу. По её представлениям, единство христианских Церквей, к которому надо стремиться, не означает единообразие обрядов или нивелировку традиций, или абсолютное совпадение церковных учений. Экуменизм — это стремление понять друг друга и быть понятым.Армянская церковь формировалась и строилась в Армении как самостоятельная, автокефальная христианская национальная церковь. Формы и методы деятельности Армянской церкви тесно связаны с её вероисповеданием, в основе которого лежит Библия, а также решения первых трёх Вселенских соборов — Никейского (325 г.). Константинопольского (381 г.) и Эфесского (431 г.). В вопросе христологии принимает Эфесское вероисповедание, по которому божественная и человеческая природы Христа соединены (но не слиты) в Его Лице и составляют одну соединенную и неразделимую личность. Главой церкви является избираемый пожизненно Верховный Патриарх — Католикос всех армян, постоянная резиденция которого — Св. Эчмиадзин. Армянская церковь принимает семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, посвящение или рукоположение, соборование. Церковь относится к браку свято, так как браки заключаются на небесах. Брак, семья — это есть благочестивая жизнь, когда в любви и мире рождаются "новые жизни" и продолжается род человеческий. И забота о душе, о теле (т.е. физическое здоровье), — обязанность каждого истинного христианина. Так как душа, тело — это дарование Божье. Заботясь о чистоте здоровья нашей души и тела, тем самым мы доказываем нашу любовь к Богу, к окружающим и к самим себе, сохраняя здоровую среду вокруг нас. Никаких ограничений для членов и служителей церкви в отношении их гражданских прав и обязанностей в Армянской церкви не предусмотрено. "1700 лет верности" —так назвал свою новую книгу по истории Армении и её Церкви известный современный итальянский исследователь христианства Джованни Гуайта. Воистину так! Волны вооружённых народов прокатывались веками по земле армян, стирая всё на своем пути — города, сёла, храмы, само государство. Гигантскими жестокими взрывами армяне разбросаны по всей земле. И... сохранили себя как народ, говорят на своём языке, пишут с помощью созданного ими оригинального алфавита, сберегли свою богатейшую культуру, свой национальный облик и характер. Они доказывают, что можно сохранять самобытность и органически, дружественно — как часть в целое — входить в общество самых различных стран. Тому, что уже умеют армяне, предстоит научиться многим народам, если они хотят объединиться и сблизиться. Невольно задумываешься: так что же вообще нужно народу, чтобы не исчезнуть? Прочное государство? Мощная армия? Хитрость дипломатов, искусство политиков? Меч или мудрость?.. Вопрос далеко не безразличный и сегодня для молодых наций.Мы, русские, ещё очень молоды… Предание о царе АвгареТак когда же армяне приняли христианство? Случилось это так.В начале I века нашей эры в Эдессе* правил Авгар V. По одной из версий Авгар болел проказой. Прослышав о проповеди Учителя и Целителя из Палестины, он приглашает Иисуса в Эдессу, чтобы тот его вылечил, и предлагает ему жить и проповедовать в своём царстве. Иисус отвечает ему письмом, сожалея, что не может принять приглашения, но обещает ему выздоровление. Вместе с письмом он посылает ему свой образ. После Пятидесятницы апостол Фаддей, один из 70 учеников Христа, приезжает в Эдессу, исцеляет Авгара и начинает в его царстве проповедовать христианство. Затем он перебирается дальше на восток, в сторону Малой Армении. Так, с исцеления царя Авгара начинается проповедь христианства в Армении. По другой версии, заинтересовавшись личностью галилейского равви, Авгар направляет к нему своего придворного художника. Увидев Иисуса, художник понимает, что перед ним Сын Божий, и отказывается писать Его портрет — чтобы не нарушить первую заповедь Моисея, которая запрещает создавать любое изображение Бога. Таким образом, он не может исполнить веление царя. Чтобы выручить его из трудного положения, Иисус вытирает Своё лицо куском ткани, и на нем запечатлевается Его образ. Предание о царе Авгаре, известное во всех восточных Церквах, лежит в основе иконографии Священного лика, или подлинного лика Христа. Он представлен на многочисленных иконах, на которых изображён Спас, и называется по-гречески acheiropoietos (а на славянском — нерукотворный), поскольку он не создан рукой художника, а восходит непосредственно к Христу. Действительно, эти иконы, возможно, происходят от единого прототипа, поскольку они, вероятно, представляют собой копии со святыни Авгара, называемой по-гречески mandyllion, которая почиталась уже в первые века христианства. Как государственная религия христианство в Армении было принято в 301 г. Первостепенную роль в принятии христианства сыграли святой Григорий Просветитель Армении, ставший первым Католикосом Армянской церкви (302-325 гг.) и царь Армении Трдат III (287-330 гг.). Армянские церковные общины в РоссииОни впервые появились здесь еще задолго до основания г. Москвы, а в Санкт-Петербурге — почти сразу после основания города. Первые письменные свидетельства о деятельности армян в Петербурге относятся к 1708 г. В 1711 г. Петр I дал Сенату указ: "Армян как возможно приласкать и облегчить, в чём пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда".Уже в 1717 году, когда на Престоле Святого Эчмиадзина восседал Католикос Аствацатур I Амаданци, была создана Российская епархия с целью объединения всех армянских церквей в России. Её центром стал г, Астрахань, по названию которого епархия стала именоваться Астраханской. В 1966 г., когда Москва стала новым епархиальным центром после объединения Нахичеванской и Северокавказской епархии с Московским пасторством, образовалась Ново-Нахичеванская и Российская епархия. Строительство армянских храмов и начало деятельности Армянской Апостольской Церкви в Петербурге, Москве и России относится ко времени Екатерины II. В июле 1763 г. был издан манифест о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, селившимися в России. В обеих столицах были отведены места для возведения их церквей. Исторически централизованная религиозная организация армян прошла следующие этапы: начала свою деятельность на территории России со 2 мая 1770 г., когда по указу Её Величества Императрицы Екатерины II было разрешено армянской общине строительство храмов в Санкт-Петербурге и Москве. По челобитной руководителя армянской общины, крупного государственного деятеля и просветителя, графа И.Л. Лазарева Екатерина II отвела под строительство армянской церкви собственные земли на северной стороне Невского проспекта. А в 1773 г. Католикос Симеон I Ереванци (1763— 1780) учредил Российскую епархию Армянской Апостольской Церкви, которая в 1780 г. была переименована в Ново-Нахичеванскую. Император Павел I Высочайшей грамотой подтвердил право живущих в России армян исповедовать свою религию и иметь своего духовного предводителя. Он заверил армянский народ в своей милости и покровительстве, "кои навсегда неотъемлемы будут". 27 октября 1799 г. вышла грамота Павла I, сообщавшая о том, что он, принимая во внимание "отличное трудолюбие, тщательное домостроительство, благонравие и примерное поведение армян и в целях привлечения новых поселенцев из их числа, пожаловал армянам новые милости и преимущества". Павел подтвердил привилегии армянских общин Новой Нахичевани, Астрахани, Моздока, Кизляра, Григориополиса, Дербента, Старого Крыма, других российских городов. "Всемилостивейше благоволим Мы не только утвердить прежние права и преимущества их, но и для возбуждения в них вящей ревности к подражанию и в прочих иностранных поселениях, даровать сим армянским обществам реальные выгоды и преимущества". К 1842 году в Российской империи уже насчитывалось 36 кафедральных, приходских и кладбищенских армянских церквей. Одна только Астраханская епархия имела 23 церкви. Как отмечалось выше, в новом названии епархии стал фигурировать город Новый Нахичеван, к описываемому времени ставший одним из важных армянских центров и игравший видную роль в жизни российских армян. Поэтому неудивительно, что в 1895 году епархиальный центр был перенесён именно сюда и в XIX в. на территории Российской империи существовало уже две армянские епархии. В XX веке, после октябрьского переворота 1917 г., практически все церковные общины Армянской Апостольской Церкви были ликвидированы, церкви закрыты, а здания, церковные сооружения и имущество церквей было национализировано. Так Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви прекратила свою деятельность на территории России и возобновила её только с 1955 года, когда по ходатайству Московской армянской общины и Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян Вазгена I в г. Москве была открыта и вновь освящена церковь "Сурб Арутюн" ("Святого Воскресения"), построенная еще в 1815 году на территории Ваганьковского кладбища. Новый храм на ВяткеВ благодатные июньские дни 2003 года от рождения Христова в городе Кирове распахнул двери новый православный храм, который всем миром построили вятские армяне. В следующем номере нашего журнала мы планируем рассказать о новейшей истории этого удивительного народа, дети которого живут рядом с нами.* * * Очень хотелось бы случай, описанный в эпиграфе нашей публикации, рассказать в таком изложении: …Двое молодых людей шли, весело разговаривая о чём-то. И увидели каких-то людей явно не местных, которые что-то строили. Подняв глаза вверх, увидели Его символ и почтительно поклонились: — Мир Вам люди, Бог в помощь! Эта формула близка и понятна всем народам мира всех вероисповеданий. Фёдор ГРИНЁВ
|