Библиотека неопубликованного

Главная страница   Список публикаций

Фархад Гулямов — Публикации в СМИ:

"Наш вариант", 17 октября, 2002 г.

Бизнес и власть

Рыночный социализм в действии

Как только перешагнули рубеж между веками, родилась мода перечислять “великие заблуждения XX века”. О заблуждениях, которые я хочу перечислить, не подозревают ни американцы, которые, оказывается, не придумали гамбургер, и не гамбуржцы, которым наплевать на историческое ущемление их авторских прав:

1. “Низы” (то есть муниципалитеты и субъекты Федерации) не могут ущемлять и узурпировать права “верхов” (федеральных органов власти).

2. Местные власти (субъектов Федерации и муниципальных образований) не могут мостить и содержать в исправности дороги.

3. Они же не могут оказывать транспортные услуги-люкс. То есть не могут зарабатывать на этом деньги.

4. Не рубят сук, на котором сидят. То есть не пойдут против интересов своих граждан, во имя служения которым и созданы.

Попробую доказать обратное.

Заблуждение первое. Законотворческое

В вопросах коммерческих пассажирских перевозок мы все еще живем при советской регулируемой планово-убыточной экономике. Во “Временном положении о порядке допуска владельцев транспортных средств к перевозке пассажиров на территории Кировской области” (Постановление администрации области № 108 от 5 апреля 2001 года), по мнению руководителя Кировского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства В.В. Мильчакова, “допущено ряд нарушений федерального законодательства и областных законодательных актов, регулирующих эти вопросы”. Более того, постановление противоречит… самому себе.

С одной стороны, частные перевозчики осуществляют перевозки “в собственных коммерческих интересах”, с другой — на основании “лицензии и договора с органами государственной власти или местного самоуправления”. А органы местного самоуправления, в свою очередь, еще более развивая вольную трактовку федеральных законов, додумываются до того, что по договорам, навязываемым ими частным перевозчикам, не заказчик платит исполнителю за работу, а исполнитель платит за свою работу… заказчику! Или же “в целях… обеспечения добросовестной конкуренции” (Распоряжение адм. г. Кирова от 13 июля 2001 г. N 2707 “О допуске юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозки пассажиров в городе Кирове”) одному коммерческому предприятию дают властные полномочия для контролирования работы своих конкурентов, а другим устанавливают “лицензирование лицензирования”, двойные, тройные поборы.

Более того, на предписание федерального органа (КТУ МАП России) о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (например, бесконечные проверки индивидуального предпринимателя–перевозчика Малюгина) отвечают, что Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” к администрации города Кирово-Чепецка, как к органу местного самоуправления, никакого отношения не имеет (письмо главы адм. г. Кирово-Чепецка А.А. Преснецова № 1826/01-04 от 19 августа 2002 г.).

Заблуждение второе. Дорожно-строительное

Есть такое изречение: “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Вот этого покрытия для наших внутригородских дорог у местных властей в избытке. Благие намерения — материал трудноощупываемый. Поэтому в договорах между местными администрациями и частными перевозчиками пассажиров нет ни слова о том, что заказчик обязуется обеспечивать надлежащее состояние дорог и дорожных сооружений — он лишь обязуется контролировать деятельность исполнителя и получать за это деньги. Какие и как — поговорим чуть ниже.

Заблуждение третье. Финансовое

Почти как не требующая доказательств аксиома воспринимаются разговоры о нищете автотранспортников, высокой изношенности автомобильного парка. И здесь административно-бюрократический гений (АБГ) не дремлет. Зачем ломать голову об улучшении сервиса, обновлении автобусного парка, компенсации убытков предприятий пассажирского транспорта. Пусть автотранспортники о себе позаботятся сами. Спасение утопающих — дело самих утопающих. Долой пережитков коммунистического прошлого с его льготными проездами! Это разжиревший на обломках народовластия капитализм может позволить себе возить бесплатно почетных, убогих и прочих граждан своих — о них мы подумаем позже, когда начнем “гнить”. Нам пока надо ориентироваться на отдельных граждан, набравших и набирающих жирок — побольше коммерческих автобусов и маршрутных такси!.

НО! Пусть только попробуют забыть про регулируемую (планово-убыточную опустим) экономику: конкурсная комиссия по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом живо накрутит им хвосты. Они (частные перевозчики) о лицензиях и рыночных отношениях, а она (комиссия) — “упорядочением рынка услуг пассажирского автотранспорта, развитием конкуренции между перевозчиками независимо от организационно-правовой формы” (постан. № 108 и его муниципальные “детки”). Пусть комиссия общественная, зато полномочия — государственные!

Административно-бюрократический гений (АБГ) на них (частных перевозчиков) с их рынком найдет и другой регулирующий “инструмент” — автоматизированная диспетчерская система (АДС) называется. Она только для обывателей и частных перевозчиков — “забота об удобствах потребителей путем организации оперативного контроля над движением пассажирского транспорта”. АДС (как и “комиссия по организации…”) для АБГ — инструмент давления на тех и других, выкачивания денег из тех и других. Каким образом?

Как уже отмечалось, в муниципальных образованиях области (в том числе и в упомянутом городе Кирово-Чепецке) на основании постановления № 108 на общественных началах организованы конкурсные комиссии по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом, которые вопреки федеральному законодательству наделены властными полномочиями по своему усмотрению запрещать и не пущать, регулировать и контролировать и т.д. Никакие лицензии не помогут, если ты как частный перевозчик не заключишь договор с местной администрацией как с заказчиком услуг, который ничего не платит, а требует. Как, скажем, в Кирово-Чепецке. В тексте договора с частным перевозчиком А.А. Малюгиным, например, есть такой пункт:

“4.1. За использование имущества, находящегося в муниципальной собственности “Перевозчик” единовременно, путем предоплаты 100% перечисляет на расчетный счет одна тысяча восемьсот руб. ежемесячно”.

Но что за имущество — не расшифровано и не передано по соответствующим документам. То есть Малюгина и его коллег вынудили оплачивать воздух. Если даже допустить, что под имуществом подразумеваются (а имущество — категория вещественная, а не абстрактная) автобусные остановки и прочие сооружения, то их содержание горожане, в том числе и автоперевозчики, оплачивают через соответствующие налоги.

В городе Кирове пошли еще дальше — создали коммерческую структуру МУП “Автоматизированная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта” (кратко — АДС). Если вы хотите заниматься частными перевозками пассажиров, то просто приговорены оплачивать услуги АДС (по 1050 руб. в месяц за каждый транспорт) — иначе мэрия с вами договор не подпишет.

Заблуждение четвертое. Главное потребительское

Если вы думаете, что АДС, как и конкурсные и прочие комиссии, создана во имя защиты интересов потребителей-пассажиров, то глубоко заблуждаетесь.

Муниципальные предприятия (ПАТП-2 и ПАТП-3) резонно отказались подписывать договора с АДС: они считают, что услуги диспетчерской должны оплачиваться муниципалитетом (распоряжение № 429 от 12.02.2002 г.).

Контроль за работой автобусов на ГУП “Автоколонна 1217” как по муниципальному заказу, так и арендных автобусов МУП “АДС ГПТ” осуществляет на коммерческой основе согласно договору о сотрудничестве от 01.01.99 г. с плановой рентабельностью 10%. Санкции за нарушение графиков работы подвижного состава ГУП “Автоколонна 1217” договором не предусмотрены. То есть диспетчерской службе “до лампочки” как регулярно будут ходить муниципальные (в т.ч. арендные) автобусы. Но денежки из городского бюджета тикают: по итогам I квартала текущего года АДС получила по городскому заказу 175 тыс. руб. (58% от намеченного). В том числе за автоматизированный контроль — 20 тыс. руб.

Львиную долю доходов АДС получила от контроля за деятельностью частных перевозчиков (159,1 тыс. руб.). И это при том, что на их долю приходится всего 50 транспортных единиц (16,7 %) из 298, контролируемых АДС.

По данным КТУ МАП России с 2001 стоимость автоматизированного и линейного контроля МУП “АДС ГПТ” “для хозяйствующих субъектов, допущенных к осуществлению перевозки пассажиров маршрутными такси в г. Кирове, возросла на 115%, или в 2,2 раза”.

Теперь, как любит говорить Задорнов, готовьтесь испытать чувство гордости за наше, кировское, муниципальное предприятие. Прибыль от основной деятельности МУП “АДС ГПТ” за I квартал 2002 года составила 240 тыс. руб. при себестоимости 219, 2 тыс. рублей. Рентабельность — 109,6%!!!

Кроме того, “АДС ГПТ” финансово заинтересована в большем количестве выявленных нарушений. Согласно “Типовому договору за использование маршрута” (распор. администрации г. Кирова “2707” от 13 июля 2001 г.) частные перевозчики за каждое выявленное нарушение должны выплатить автоматизированной диспетчерской службе от 5 до 20 МРОТ. На эти деньги должна содержаться группа линейного контроля АДС, которой призвана регулярно помогать контрольно-ревизионная служба городского управления пассажирского транспорта (КРС ГПТ). Теперь вздохните еще глубже: сотрудниками последней, согласно приказа начальника управления городского пассажирского транспорта В.Н. Кропачева, являются… начальник транспортного управления правительства области Ю.В. Агафонов и его заместитель В.В. Костюченко, зам. начальника финансового управления правительства области В.В. Зыкова, сам Валерий Николаевич — всего 48 чиновников различных уровней. То есть почти по одному контролеру-ревизору на каждый из полсотни частных автомобилей. Приплюсуйте сюда еще линейных контролеров самой АДС, налоговых и прочих инспекторов… И все — с правом бесплатного проезда.

На основании этого же приказа АДС, как оказалось, имеет еще один замечательный источник дохода, а у предпринимателей — “налог”. Каждый частный пассажироперевозчик обязан оборудовать свой автомобиль “средствами УПС связи” (п. 3.2. приказа). А где их взять? Предприимчивые частники как-то где-то (например, в троллейбусном управлении) достают на свои кровные, сдают в АДС и (теперь понадобится вся мощь ваших легких) берут их обратно у АДС в аренду!!!

Иными словами, вся деятельность по “упорядочению рынка услуг пассажирского автотранспорта, развитию конкуренции между перевозчиками независимо от организационно-правовой формы, предупреждению дорожно-транспортных происшествий в интересах охраны жизни и здоровья граждан, защиты их интересов и законных прав, организации открытия автобусных маршрутов” (постановление № 108”) сводится к развитию “органами местного самоуправления” нездоровой конкуренции и… удорожанию стоимости пассажирских перевозок. Кстати, частным перевозчикам тарифы тоже диктуют местные власти.

По предписанию антимонопольного управления до конца года приостановлено действие упомянутого постановления администрации Кировской области за № 108, опираясь на которое творились все эти беззакония. То есть маршрутные таксисты, будь то в Кирове (“Автолайн”) или в Кирово-Чепецке (предприниматель А.А. Малюгин и др.) могли и могут, имея в руках лицензии, выданные на основании федерального законодательства, свободно заниматься своим делом без всяких дополнительных кабальных договоров с местными администрациями.

Фархад ГУЛЯМОВ,
председатель Кировского областного общества защиты прав потребителей

Написать письмо автору