Библиотека неопубликованного

Библиотека неопубликованного

Главная страница   Список публикаций

Фархад Гулямов — Публикации в СМИ:

"Наш вариант", № 24, 26 июня 2003 г.

Киров… пограничный город?

            После девятилетнего перерыва, 24 июня 2003 года, открылось регулярное пассажирское движение в Кировском аэропорту.
            Не знаю, простое совпадение или некий знак, но в данной истории кроме этой есть ещё две девятки: московская авикомпания "Руслайн", которая и взялась наладить для начала постоянный авиапассажирский поток между Кировом, Москвой и Сочи, в этой сфере работает ровно девять лет; столько же пассажиров купили билеты на первый рейс "Киров - Москва".
            Бодрые и уверенные заявления руководства компании (Президента авиакомпании "Руслайн" Александра Алексеевича Яковлева, коммерческого директора Виктора Николаевича Давыдова и генерального директора фирмы "Мосаэросервис", бывшего когда-то командира Кировского авиаотряда, Владимира Николаевича Глушкова) перед прессой о намерении сделать рейсы рентабельными в течение месяца-полутора, о непривычных для нашего уха размерах скидок, сверхбезопасности ("на сто пятьдесят процентов") полётов могут восприниматься по-разному. Пессимисты, в том числе и мои коллеги, решили и решат, что, руководство названных фирм, будучи полностью не уверенное в успехе проекта, может обещать сейчас любые скидки. Оптимисты же будут надеяться, что деловая часть вятского общества заинтересована в возобновлении и существовании регулярного пассажирского авиасообщения с городами и регионами-партнёрами.
            Более интересными, с точки зрения приземлённости планов к нашей действительности, показались заявления заместителя губернатора Кировской области Анатолия Леонидовича Могилюка. По его словам практически на всех инстанциях согласован проект реконструкции Кировского аэропорта и правительство области добивается включения её финансирования (100 миллионов рублей) в Федеральный Закон о бюджете на 2004 год. Реконструкция аэропорта поднимет статус и возможности нашего аэропорта, который сможет принимать большегрузные самолёты и, возможно, транзитные авиалайнеры (в том числе и международные), что позволит в кратчайшие сроки окупить затраты, прямо на месте можно будет пройти таможенный и даже… пограничный контроль. В перспективе, как он сказал, в зависимости от уровня организации перевозок, правительство области может ходатайствовать и о дотировании пассажирских авиаперевозок.

Фархад ГУЛЯМОВ,
журналист

Написать письмо автору


Журнал "Товар-Деньги-Товар", июнь 2004 г.

Киров — инвестор… Голландии и Сингапура?

            После годового собрания акционеров Кировского шинного завода, которое прошло 28 мая, в прессе появилась серия публикаций, бьющих "в одни ворота". Суть их сводилась к тому, что нынешнее руководство предприятия и холдинговая компания "Амтел" в целом действуют в ущерб интересам не только миноритарных акционеров, но и самого Кировского шинного завода. Прозвучало немало вопросов, начинающихся с "Почему?" Поэтому, готовя данную публикацию, мы обратились к руководству КШЗ, теперь "Амтел-Поволжье", с просьбой ответить на них. Но оно адресовало нас в московский офис "Амтел". Мы не поленились последовать доброму совету. Но, не исключая, что оттуда нас могут послать в Голландию (Amtel Holdings Holland BV) или еще дальше, в Сингапур, мы, опираясь на имеющиеся данные, попытались построить собственную версию образа действий "Амтел" и К0.

ПОСТСОВЕТСКАЯ ВСЕЯДНОСТЬ УХОДИТ В ПРОШЛОЕ

            Нет спору, что за 14 лет своего существования "Холдинговая компания "Амтел" стала лидером шинной индустрии России и стран СНГ, профессионализм ее "сотрудников в сочетании с точными знаниями требований потребителя, позволяют… предприятиям и представительствам в регионах выпускать и предлагать на рынке высококачественную и конкурентоспособную продукцию, пользующуюся высоким спросом" (из "Пояснительной записки к годовому бухгалтерскому отчету"). Но обнаружилось, что за эти годы так и не сумели создать бренд, конкурентоспособный и известный на мировом рынке. Видимо, это большей частью объясняется закрытостью компании от остального мира и расчет на постсоветскую всеядность внутреннего рынка стран СНГ. До недавних пор компанией владел один человек — сингапурский бизнесмен Судхира Гупта, сторонним инвесторам в компанию путь был закрыт. Расширение компании шло только за счет поглощения конкурентов.
            Но времена меняются. Рост благосостояния россиян, спроса на шины класса "премиум" для легковых автомобилей диктуют компании изменить стратегию действий — в этом сегменте "Амтел" ожидает жесткая конкуренция. Три мировых производителя шин этого класса — французский Michelin, немецкий Continental и финская Nokian — планируют построить в центральной России свои шинные заводы. С недавних пор господин Гупта, видимо, стал сознавать, что без коренной модернизации производства и привлечения для чего внешних инвестиций не обойтись.

ХОЧЕШЬ БРЭНД — ПРОДАЙ БИЗНЕС

            Но пока что все попытки на этом поприще заканчиваются неудачей. Результат трехлетней борьбы с нефтехимическим холдингом "СИБУР" за сферу влияния или попытка привлечения его как инвестора закончилась не в пользу "Амтел" — "СИБУР" увел из-под его носа шинный завод "Волтайр". А весной текущего года ХК "Амтел" потерял самый лакомый кусок — крупнейший в СНГ шинный завод "Росава" (Белая Церковь, Украина). Холдинг контролировал 51% акций СП "Росава", основного поставщика шин для "АвтоВАЗа". Предприятие несколько раз было на грани остановки из-за сбоев в снабжении сырьем. ХК "Амтел" сделал ставку на главу УкрСиббанка Александра Ярославского, который близок к президенту Украины Леониду Кучма. В обмен только на обещание дать кредит и помочь с поставками сырья "Амтел" предоставил "УкрСиббанку" места в совете директоров СП. В итоге через год потерял контроль над "Росавой".
            Попытки примазаться к какому-то известному на мировом рынке бренду тоже пока ни к чему не привели: "Амтел" все еще мечется между "Nokian Tyres" (Финляндия), Bridgestone (Япония) и Goodyear (США). Последняя вообще предложила компании "Амтел" создать СП или лучше продать ей весь шинный бизнес.

ОБЪЕКТ НЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

            Говорят, лучше синица в руках, чем журавль в небе. Вкладывая, как утверждает менеджмент холдинга, огромные средства на техническое перевооружение своих заводов, "Амтел" мог бы раскрутить один из собственных, наиболее известных, брендов. Например, таким объектом особого внимания мог бы стать Кировский шинный завод, единственный из заводов "Амтела", который имеет авторитет на мировом рынке. Но не тут-то было: на последнем собрании акционеров Кировского шинного завода руководство "Амтела" провело решение о переименовании предприятия в "Амтел-Поволжье", а годовой отчет кишит противоречиями и недомолвками. Например, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности (раздел 3) говорится, что со второго квартала 2003 г. КШЗ полностью работает на давальческом сырье и, поскольку такое изменение в хозяйственной модели "не повлекло за собой ни сокращения персонала, ни выбытия основных средств и инвентаря, используемого при производстве…", руководство не считает необходимым расшифровывать в отчете сей момент. Себестоимость не могла сама по себе снизиться на 35%... И как объяснить, что производство в 2003 году выросло вдвое, но выручка упала почти на 30%, на треть меньше получено прибыли, а дебиторская задолженность значительно выросла? Почему экономятся деньги на выплату мизерных дивидендов миноритарным акционерам КШЗ, и в то же время несколько раз закладываются активы того же КШЗ, чтобы получить миллиардные кредиты под обеспечение ценных бумаг ХК "Амтел"? Что это может означать и к чему может привести?

"ДЕВСТВЕННЫЙ БУТОН" К УСЛУГАМ ВНЕШНИХ ИНВЕСТОРОВ

            Голубая мечта "Амтел" — выйти на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией ("Amtel Planet") и укрепить свое господствующее положение на российском рынке (к 2005 году довести свое участие в нем до 50%). И, следуя изменениям конъюнктуры, построить в центральной России новый завод по производству шин класса "премиум" для легковых автомобилей и обставить вышеназванных трех конкурентов. Для этого недостаточно скрести по сусекам. И "Амтел" начинает переговоры с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о предоставлении крупного кредита. Там благожелательно отнеслись к проекту холдинга, но, тем не менее, переговоры могут затянуться (такой вывод напрашивается из высказываний пресс-секретаря московского офиса ЕБРР Ричарда Уоллиса, которые в начале марта опубликовали "Ведомости") и нишу успеют занять более финансово благополучные конкуренты. Поэтому "девственный бутон" начинает раскрываться для внешних инвесторов и (впервые в своей истории!) продавать свои акции. Осенью прошлого года 4% акций ХК "Амтел" приобрел инвестфонд Templeton, который входит в глобальную инвестиционную группу Franklin Resources Inc, оперирующую капиталом в $252 млрд. Холдинг готовится продать еще 15%, а в следующем году выйти со своими акциями в Лондонскую и Нью-Йоркскую биржи. В этих условиях "дойная корова" — Кировский шинный завод — отходит на второй план. Кстати, в январе текущего года "Амтел" продал 13% акций КШЗ, но об этом пока молчок…
            Впрочем, вполне возможно, что "Амтел", помаявшись сусекоскребательством и челобитием перед старшими "братьями", может вновь обратить свой взор на КШЗ. Тем более, что здесь, в отличие от Украины, готовы поделиться своим нищим бюджетом (правительство Кировской области готовится предоставить ХК "Амтел" налоговые льготы). Надо же помочь бедному сингапуро-голландцу построить небольшой заводик где-нибудь в Подмосковье… Но ничто не вечно под луной: обжегшись на украинском и сибирском "молоке", "Амтел", судя по всему, будет дуть (или уже дует?) на нежирный кировский "кефир"…

Фархад ГУЛЯМОВ, журналист
г. Киров

Написать письмо автору